Котельное и печное топлива
| Котельное и печное
топлива |
|
Котельные топлива
применяют в стационарных паровых котлах, в
промышленных печах. Тяжелые моторные
топлива используют в судовых
энергетических установках. К котельным
топливам относят топочные мазуты марок 40 и
100, вырабатываемые по ГОСТ 10585-99, к тяжелым
моторным топливам - флотские мазуты Ф-5 и Ф-12
по ГОСТ 10585-99.
В общем балансе
перечисленных топлив основное место
занимают мазуты нефтяного
происхождения.
Печное бытовое топливо
предназначено для сжигания в отопительных
установках небольшой мощности,
расположенных непосредственно в жилых
помещениях, а также в теплогенераторах
средней мощности, используемых в сельском
хозяйстве для приготовления кормов, сушки
зерна, фруктов, консервирования и других
целей.
Требования, предъявляемые к
качеству котельных, тяжелых моторных и
судовых топлив, устанавливающие условия их
применения, определяются такими
показателями качества, как вязкость,
содержание серы, теплота сгорания,
температуры застывания и вспышки,
содержание воды, механических примесей и
зольность.
Ассортимент, качество и состав.
Стандарт на котельное топливо
- ГОСТ 10585-99 предусматривает выпуск четырех
его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые
по вязкости классифицируются как легкие
топлива, топочных мазутов марки 40 - как
среднее и марки 100 - тяжелое топливо. Цифры
указывают ориентировочную вязкость
соответствующих марок мазутов при 50 °С.
Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют
из остатков переработки нефти. В мазут
марки 40 для снижения температуры
застывания до 10 °С добавляют 8-15 %
среднедистиллятных фракций, в мазут марки
100 дизельные фракции не добавляют.
Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12
предназначены для сжигания в судовых
энергетических установках. По сравнению с
топочными мазутами марок 40 и 100 они
обладают лучшими характеристиками:
меньшими вязкостью, содержанием
механических примесей и воды, зольностью и
более низкой температурой застывания.
Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением
продуктов прямой перегонки нефти: в
большинстве случаев 60-70 % мазута
прямогонного и 30-40 % дизельного топлива с
добавлением депрессорной присадки.
Допускается использовать в его составе до 22
% керосино-газойлевых фракций вторичных
процессов, в том числе легкого газойля
каталитического и термического крекинга.
Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в
небольших количествах на установках прямой
перегонки нефти. Основными отличиями
мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие
требования по содержанию серы (0,6 % против 2,0
%) и менее жесткие требования по вязкости
при 50 °С (12 °ВУ против 5 °ВУ).
| Характеристики мазута (ГОСТ 10585-99) | |||||
|
Показатели | Марка топлива | ||||
| Ф-5 | Ф-12 | 40 | 100 | | |
| 1. Вязкость при 50 °С, не более: |
|||||
| условная, °ВУ | 5,0 | 12,0 |
- | - | |
|
соответствующая ей кинематическая, мм2/с | 36,2 | 89,0 |
- | - | |
| 2. Вязкость при 80 °С, не более: | |||||
| условная, °ВУ | - |
- | 8,0 | 16,0 |
|
|
соответствующая ей кинематическая, мм2/с | - | - | 59,0 | 118,0 | |
| 3. Вязкость при 100 °С, не более: | |||||
| условная, °ВУ | - |
- | - | 6,8 |
|
|
соответствующая ей кинематическая, мм2/с | - | - | - | 50,0 | |
| 4. Динамическая вязкость при 0 °С, Па·с, не более | 2,7 | - | - | - | |
| 5. Зольность, %, не более, для мазута: | |||||
| малозольного | - |
- | 0,04 | 0,05 |
|
| зольного |
0,05 | 0,10 | 0,12 |
0,14 | |
| 6. Массовая доля механических примесей, %, не более: |
0,10 | 0,12 | 0,5 |
1,0 | |
| 7. Массовая доля воды, %, не более: | 0,3 |
0,3 | 1,0 | 1,0 |
|
| 8. Содержание водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствие | ||||
| 9. Массовая доля серы, %, не более, для мазута видов: | |||||
| I | - |
- | 0,5 | 0,5 |
|
| II |
1,0 | 0,6 | 1,0 |
1,0 | |
| III |
- |
- | 1,5 | 1,5 |
|
| IV |
2,0 | - | 2,0 |
2,0 | |
| V | - |
- | 2,5 | 2,5 |
|
| VI |
- |
- | 3,0 | 3,0 |
|
| VII |
- |
- | 3,5 | 3,5 |
|
| 10. Коксуемость, %, не более | 6,0 |
6,0 | - | - |
|
| 11. Содержание сероводорода |
Отсутствие | - | - | - | |
| 12. Температура вспышки, °С, не ниже: | |||||
| в закрытом тигле | 80 | 90 |
- | - | |
| в открытом тигле | - | - |
90 | 110 | |
| 13. Температура застывания, °С, не выше | -5 | -8 |
10; 25* | 25; 42* | |
| 14. Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (не браковочная), кДж/кг, не менее, для мазута видов: | |||||
| I, II, III и IV | 41454 | 41454 |
40740 | 40530 |
|
| V, VI и VII |
- | - | 39900 |
39900 | |
| 15. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более | 955 |
960 | Не нормируется. Определение обязательно |
- | |
| * Для мазута из высокопарафинистых нефтей |
| ||||
|
Примечания.
|
| ||||
Печное топливо.
Печное бытовое топливо
вырабатывается из дизельных фракций прямой
перегонки и вторичного происхождения -
дистиллятов термического, каталитического
крекинга и коксования. Характеристика
топлива в соответствии с ТУ 38. 101656-87
приведена в таблице. По фракционному
составу печное бытовое топливо может быть
несколько тяжелее дизельного топлива по
ГОСТ 305-82 (до 360 °С перегоняется до 90 % вместо
96 %, вязкость печного топлива до 8,0 мм2/с при 20
°С против 3,0-6,0 мм2/с дизельного). В нем не
нормируются цетановое и йодное числа,
температура помутнения. При переработке
сернистых нефтей массовая доля серы в
топливе - до 1,1 %. В период с 1 апреля по 1
сентября допускается производство топлива
с температурой застывания не выше - 5 °С.
Для улучшения низкотемпературных свойств
печного топлива в промышленности
применяют депрессорные присадки,
синтезированные на основе сополимера
этилена с винилацетатом.
| Характеристики печного бытового топлива (ТУ 38.101656-87)(ГОСТ 10585-99) |
||||
| Показатели | Значения | | | |
| Фракционный состав: | | | | |
|
10 % перегоняется при температуре, °С, не ниже |
160 |
| | |
| 90 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
360 | | | |
|
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с, не более |
8,0 |
| | |
| Температура застывания, °С, не выше | | | | |
|
в период с 1 сентября по 1 апреля | -15 | | | |
|
в период с 1 апреля по 1 сентября | -5 | | | |
|
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже |
45 |
| | |
| Массовая доля серы, %, не более: | | | | |
|
в малосернистом топливе | 0,5 | | | |
|
в сернистом топливе | 1,1 | | | |
|
Испытание на медной пластинке | Выдерживает | | | |
| Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более | 5,0 | | | |
|
Зольность, %, не более | 0,02 | | | |
|
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более | 0,35 |
| | |
| Содержание воды | Следы | | | |
|
Цвет |
От светло-коричневого до черного |
| | |
| Плотность при 20 °С, кг/м3 |
Не нормируется, определение обязательно | | | |
|
Примечания. | | | | |
Другие документы:
