Реактивные топлива
Реактивные
топлива |
|
Современная авиация в
основном оснащена воздушно-реактивными
двигателями (ВРД). В этих двигателях
топливо в камеру сгорания подается
непрерывно, и вследствие этого процесс
горения протекает постоянно. Лишь для
запуска двигателя используют постороннее
зажигание. Также непрерывно поступает в
камеру сгорания ВРД и воздух (требуемый для
сжигания топлива), предварительно сжатый и
нагретый в компрессоре. Газообразные
продукты сгорания из камеры сгорания
поступают в турбину, где часть тепловой
энергии превращается в механическую
работу вращения колеса турбины, от вала
которого приводится в движение ротор
компрессора, а также топливный и масляный
насосы. После турбины продукты сгорания
топлива в виде газового потока проходят
реактивное сопло и, расширяясь в нем,
создают реактивную силу тяги, с помощью
которой и осуществляется полет самолета.
В ВРД топливо из баков самолета под
небольшим давлением (0,02-0,03 МПа) подается
подкачивающим насосом через систему
фильтров тонкой очистки к основному
топливному насосу-регулятору высокого
давления (0,8-1,0 МПа). С помощью последнего
топливо, проходя через форсунки,
распыливается в камерах сгорания в
нагретый и сильно завихренный воздушный
поток, что обеспечивает увеличение
поверхности испарения топлива и
равномерное распределение его паров по
всему объему камеры сгорания двигателя.
В турбореактивных двигателях топливо,
проходя через топливо-масляный радиатор,
снижает температуру смазочного масла, т.е.
выполняет функцию охлаждающей среды.
Помимо этого, топливо используют и для
смазывания деталей трения топливных
насосов. Кроме того, изменяя подачу топлива
с помощью топливорегулирующей аппаратуры,
регулируют скорость полета самолета.
Основные свойства реактивных топлив:
- хорошая испаряемость для обеспечения полноты сгорания;
- высокие полнота и теплота сгорания, предопределяющие дальность полета самолета;
- хорошие прокачиваемость и низкотемпературные свойства для обеспечения подачи топлива в камеру сгорания;
- низкая склонность к образованию отложений, характеризуемая высокой химической и термоокислительной стабильностью;
- хорошая совместимость с материалами: низкие противокоррозионные свойства по отношению к металлам и отсутствие воздействия на резиновые технические изделия;
- хорошие противоизносные свойства, обусловливающие небольшое изнашивание деталей топливной аппаратуры;
- антистатические свойства, препятствующие накоплению зарядов статического электричества, что обеспечивает пожаробезопасность при заправке летательных аппаратов.
Основная электризация происходит на
фильтрах, особенно на фильтрах тонкой
очистки. Электризация топлива при
фильтрации может возрастать в 200 раз.
Поэтому с повышением требований к чистоте
топлива, т.е. с увеличением тонкости
фильтрации опасность воспламенения
топливо-воздушных смесей от разрядов
статического электричества значительно
возрастает.
Существуют различные
технические способы защиты от статического
электричества: нейтрализаторы,
азотирование воздушных подушек над
топливом, антиэлектризующие фильтры.
Однако они лишь локально решают проблему.
Единственным способом, обеспечивающим
и гарантирующим безопасность
прокачки топлив и заправки авиатехники и
танкеров, является применение
антистатических присадок.
Ассортимент, качество и состав реактивных топлив
Реактивные топлива
вырабатывают для самолетов дозвуковой
авиации по ГОСТ 10227-86 и для сверхзвуковой
авиации по ГОСТ 12308-89. Согласно ГОСТ 10227-86
предусмотрено производство пяти марок
топлива: ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ. По ГОСТ 12308-89
производят две марки топлива: Т-6 и Т-8В.
Массовыми топливами в настоящее время
практически являются топлива двух марок:
ТС-1 (высшего и первого сортов), РТ (высшей
категории качества).
Основное сырье для
производства массовых реактивных топлив -
среднедистиллятная фракция нефти,
выкипающая в пределах температур 140-280°C.
Топливо ТС-1. В зависимости от качества
перерабатываемой нефти (содержания
меркаптанов и общей серы в дистиллятах)
топливо получают либо прямой перегонкой,
либо в смеси с гидроочищенным или
демеркаптанизированным компонентом
(смесевое топливо). Содержание
гидроочищенного компонента в смеси не
должно быть более 70 % во избежание
значительного снижения противоизносных
свойств. Гидроочистку используют, когда в
керосиновых дистиллятах нефти содержание
общей и меркаптановой серы не
соответствует требованиям стандарта,
демеркаптанизацию - когда только
содержание меркаптановой серы не
соответствует требованиям стандарта. Из
процессов демеркаптанизации практическое
применение в нашей стране и за рубежом
нашел процесс "Мерокс" и его
модификации. В процессе "Мерокс" общее
количество серы не уменьшается, при этом
содержащиеся в дистиллятах меркаптаны
окисляются в дисульфиды кислородом
воздуха в присутствии специального
катализатора. Процесс идет в щелочной
среде.
Топливо Т-1 продукт прямой
перегонки малосернистых нефтей
нафтенового основания с пределами
выкипания 130-280 °С. Содержит большое
количество нафтеновых кислот и имеет
высокую кислотность, поэтому его
подвергают защелачиванию с последующей
водной промывкой (для удаления
образующихся в результате защелачивания
натриевых мыл нафтеновых кислот).
Наличие значительного количества
гетероатомных соединений, в основном
кислородсодержащих, обусловливает, с одной
стороны, относительно хорошие
противоизносные свойства и достаточно
приемлемую химическую стабильность
топлива, с другой - низкую
термоокислительную стабильность.
Длительный опыт применения топлива Т-1 в
авиации показал, что вследствие его низкой
термоокислительной стабильности имеют
место повышенные смолистые отложения в
двигателе НК-8, установленном на основных
типах самолетов гражданской авиации (ТУ-154,
ИЛ-62, ИЛ-76), в результате чего резко (почти в 2
раза) сокращаются сроки службы двигателя.
Производство топлива Т-1 очень ограничено,
и его вырабатывают только по первой
категории качества.
Топливо Т-2
(первой категории качества) - продукт прямой
перегонки широкого фракционного состава,
выкипающий при температуре от 60 до 280 °С;
содержит до 40 % бензиновой фракции, что
обусловливает высокое давление его
насыщенных паров и низкие вязкость и
плотность.
Повышенное давление
насыщенных паров топлива Т-2 создает
опасность образования паровых пробок в
топливной системе самолета, что
ограничивает высоту его полета.
Низкая
вязкость обусловливает плохие
противоизносные свойства топлива, что
ограничивает срок службы топливных
агрегатов, а низкая плотность ограничивает
дальность полетов. Топливо Т-2 является
резервным по отношению к топливам ТС-1 и
РТ.
Топливо РТ получают, как правило,
гидроочисткой прямогонных дистиллятов с
пределами выкипания 135-280 °С. В качестве
сырья для гидроочистки используют
дистилляты, из которых нельзя получить
топливо ТС-1 из-за повышенного сверх нормы
содержания общей и меркаптановой серы.
При гидроочистке из нефтяного дистиллята
удаляются агрессивные и нестабильные
соединения, содержащие серу, азот и
кислород, при этом повышается термическая
стабильность, как было указано ранее, и
снижается коррозионная агрессивность
топлива.
Для улучшения пониженных в
результате применения гидрогенизационных
процессов химической стабильности и
противоизносных свойств в топливо вводят
антиокислительные и противоизносные
присадки.
При переработке малосернистых
западно-сибирских нефтей топливо РТ может
быть получено прямой перегонкой с
введением антиокислительной и
противоизносной присадок для сохранения
высокого уровня эксплуатационных
показателей.
Топливо РТ полностью
соответствует требованиям, предъявляемым к
реактивным топливам высшей категории
качества, и находится на международном
уровне, превосходя его по отдельным
эксплуатационным свойствам. Оно имеет
высокие противоизносные свойства,
химическую и термоокислительную
стабильность, не агрессивно в отношении
конструкционных материалов, практически не
содержит меркаптанов и содержит менее 0,02 %
общей серы, может храниться до 10 лет без
изменения качества и полностью
обеспечивает ресурс работы двигателя.
Топливо Т-6 получают, применяя процессы
глубокого гидрирования.
Топливо Т-8В
получают из дистиллятов прямой перегонки
нефти с применением процесса гидроочистки.
При переработке малосернистых нефтей
топливо может быть получено прямой
перегонкой нефти. В топливо Т-6 и Т-8В для
улучшения химической стабильности и
повышения противоизносных свойств вводят
присадки: антиокислительную Агидол-1 -
0,003-0,004 % (мас. доля) и противоизносную
"К" - 0,002-0,004 % (мас. доля).
Характеристики реактивных топлив,
предназначенных для сверхзвуковой авиации,
- топлив Т-6 и Т-8В, вырабатываемых по ГОСТ
12308-80, приведены в таблице.
Характеристики реактивных топлив | |||||||
Показатели | ТС-1* |
Т-1 | Т-1С | Т-2 | РТ | Т-6 |
Т-8В |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не менее | 780(775) | 800 | 810 | 755 | 775 | 840 | 800 |
Фракционный состав: | |||||||
температура начала перегонки , °С: | |||||||
не ниже | - | - | - | 60 | 135 | 195 | 165 |
не выше | 150 | 150 | 150 | - | 155 | - | - |
отгоняется при температуре, °С, не выше: | |||||||
10 % | 165 |
175 | 175 | 145 | 175 | 220 | 185 |
50 % |
195 | 225 | 225 | 195 | 225 | 255 | Не норм. |
90 % |
230 | 270 | 270 | 250 | 270 | 290 | Не норм. |
98 % |
250 | 280 | 280 | 280 | 280 | 315 | 280 |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: | |||||||
20 °С, не менее | 1,30(1,25) | 1,50 | 1,50 | 1,05 | 1,25 | <4,5 | >,5 |
-40 °С, не более | 8 | 16 | 16 | 6 | 16 | 60 | 16 |
Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее |
43120(42900) | 42900 | 42900 | 43100 | 43120 | 42900 | 42900 |
Высота некоптящего пламени, мм, не менее |
25 | 20 | 20 | 25 | 25 | 20 | 20 |
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива |
<0,7 | <0,7 | <0,7 | <0,7 | 0,2-0,7 | 0,4-0,7 | 0,4-0,7 |
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более |
2,5 (3,5) | 2,0 | 2,0 | 3,5 | 0,5 | 0,8 | 0,9 |
Температура, °С: | |||||||
вспышки в закрытом тигле, не ниже | 28 | 30 | 30 | - | 28 | 62 | 45 |
начала кристаллизации, не выше | -60 | -60 | -60 | -60 | -55 | -60 | -50 |
Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150 °С, не более: | |||||||
содержание осадка, мг/100 см3 топлива |
18 | 35 | 6 | 18 | 6 | 6 | 6 |
содержание растворимых смол, мг/100 см3 топлива |
- | - | - | - | 30 | 60 | - |
содержание нерастворимых смол, мг/100 см3 топлива |
- | - | - | - | 3 | Отс. | - |
содержание фактических смол, мг/100 см3, не более |
3(5) | 6 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Массовая доля, %, не более: |
|||||||
ароматических углеводородов |
22 | 20 | 20 | 22 | 22 | 10 | 22 |
общей серы | 0,20(0,25) | 0,10 | 0,10 | 0,25 | 0,10 | 0,05 | 0,10 |
меркаптановой серы | 0,003(0,005) | - | 0,001 | 0,005 | 0,001 | Отс. | 0,001 |
нафталиновых углеводородов |
- | - | - | - | 1,5 | 0,5 | 2,0 |
Зольность, %, не более | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,003 |
Люминометрическое число, не ниже |
- | - | - | - | 50 | 45 | 50 |
Термоокислительная стабильность динамическим методом при 150-180 °С: |
|||||||
перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше | - | - | - | - | 10 | 10 | 10 |
отложения на подогревателе, баллы, не более |
- | - | - | - | 2 | 1 | 1 |
Взаимодействие с водой, баллы, не более: | |||||||
состояние поверхности раздела |
1 | - | - | - | 1 | 1 | 1 |
состояние разделенных фаз | 1 | - | - | - | 1 | 1 | 1 |
Удельная электрическая проводи мость, пСм/м: | |||||||
при температуре заправки техники, не менее | 50 | - | - | 50 | 50 | - | 50 |
при 20 °С, не более | 600 | - | - | 600 | 600 | - | 600 |
Давление насыщенных паров, гПа не более, |
- | - | - | 133 | - | - | - |
* В скобках приведены значения показателей для ТС-1 первого сорта, отличные от значений для высшего сорта. | |||||||
Примечания. |
Отечественные марки топлив не уступают по качеству топливам других стран, а по некоторым показателям превосходят их.
Другие документы: