Бензины предназначены для
применения в поршневых двигателях
внутреннего сгорания с принудительным
воспламенением (от искры).
В зависимости
от назначения их разделяют на
автомобильные и авиационные.
Несмотря на
различия в условиях применения
автомобильные и авиационные бензины
характеризуются в основном общими
показателями качества, определяющими их
физико-химические и эксплуатационные
свойства.
Современные автомобильные и
авиационные бензины должны удовлетворять
ряду требований, обеспечивающих
экономичную и надежную работу двигателя, и
требованиям эксплуатации: иметь хорошую
испаряемость, позволяющую получить
однородную топливовоздушную смесь
оптимального состава при любых
температурах;иметь групповой
углеводородный состав, обеспечивающий
устойчивый, бездетонационный процесс
сгорания на всех режимах работы двигателя;
не изменять своего состава и свойств при
длительном хранении и не оказывать
вредного влияния на детали топливной
системы, резервуары, резинотехнические
изделия и др. В последние годы
экологические свойства топлива
выдвигаются на первый план.
Ассортимент, качество и состав
автомобильных бензинов
Основную
массу автомобильных бензинов в России
вырабатывают по ГОСТ 2084-77 и ГОСТ Р51105-97 и ТУ
38.001165-97. В зависимости от октанового числа
ГОСТ 2084-77 предусматривает пять марок
автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95.
Для первых двух марок цифры указывают
октановые числа, определяемые по моторному
методу, для последних - по
исследовательскому. В связи с увеличением
доли легкового транспорта в общем объеме
автомобильного парка наблюдается заметная
тенденция снижения потребности в
низкооктановых бензинах и увеличения
потребления высокооктановых. Бензин А-72
практически не вырабатывается ввиду
отсутствия техники, эксплуатируемой на
нем.
Наибольшая потребность существует в
бензине А-92, который вырабатывается по
ТУ 38.001165-97, хотя доля бензина А-76 в общем
объеме производства остается очень
высокой. Указанные ТУ предусматривают
также марки бензинов А-80 и А-96 с
октановыми числами по исследовательскому
методу соответственно 80 и 96. Эти бензины
предназначены в основном для поставки на
экспорт. Бензин АИ-98 с октановым числом
98 по исследовательскому методу
производится по ТУ 38.401-58-122-95 и ТУ 38.401-58-127-95.
Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92 и А-96 допускается
вырабатывать с использованием этиловой
жидкости. Малоэтилированный бензин АИ-91 с
содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по
отдельным техническим условиям (ТУ
38.401-58-86-94). При производстве бензинов АИ-95 и
АИ-98 использование алкилсвинцовых
антидетонаторов не допускается.
Требования ГОСТ 2084-77 к качеству
автомобильных бензинов приведены в
таблице. Все бензины, вырабатываемые по
ГОСТ 2084-77, в зависимости от показателей
испаряемости делят на летние и зимние.
Зимние бензины предназначены для
применения в северных и северо-восточных
районах в течение всех сезонов и в
остальных районах с 1 октября до 1 апреля.
Летние - для применения во всех районах
кроме северных и северо-восточных в период
с 1 апреля по 1 октября; в южных районах
допускается применять летний бензин в
течение всех сезонов.
Параметры
автомобильных бензинов, вырабатываемых по
ГОСТ 2084-77, существенно отличаются от
принятых международных норм, особенно в
части экологических требований. В целях
повышения конкурентоспособности
российских бензинов и доведения их
качества до уровня европейских стандартов
разработан ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для
двигателей внутреннего сгорания.
Неэтилированный бензин. Технические
условия", который вводится в действие с
01.01.99 г. Этот стандарт не заменяет ГОСТ 2084-77,
которым предусмотрен выпуск как
этилированных, так и неэтилированных
бензинов. В соответствии с ГОСТ Р 51105-97
будут вырабатываться только
неэтилированные бензины (максимальное
содержание свинца не более 0,01 г/дм3).
Характеристики автомобильных бензинов
(ГОСТ 2084-77)
Показатели | А-72 | А-76 неэтил. | А-76 этил. | АИ-91 | АИ-93 | АИ-95 | Детонационная стойкость:
октановое число, не менее: | моторный метод | 72 | 76 | 76 | 82,5 | 85 | 85 | исследовательский метод |
Не
нормируется | 91 | 93 | 95 |
Массовое
содержание свинца, г/дм3, не более |
0,013 | 0,013 |
0,17 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | Фракционный состав: температура
начала перегонки бензина, °С, не ниже:
| летнего | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 30 |
зимнего |
Не
нормируется |
10 %
бензина перегоняется при температуре, °С,
не выше: |
летнего |
70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 75 | зимнего | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 |
50 %
бензина перегоняется при температуре, °С,
не выше: |
летнего |
115 | 115 | 115 | 115 | 115 | 120 | зимнего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 105 |
90 %
бензина перегоняется при температуре, °С,
не выше: |
летнего |
180 | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 | зимнего | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 |
Конец
кипения бензина, °С, не выше: |
летнего | 195 | 195 | 195 | 205 | 205 | 205 |
зимнего
| 185
| 185 | 185 | 195 | 195 | 195 |
Остаток в
колбе, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Остаток и
потери, %, не более | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Давление
насыщенных паров бензина, кПа: |
летнего, не более | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | зимнего | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 |
Кислотность, мг КОН/100 см3, не
более | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 3,0 | 0,8 | 2,0 |
Содержание фактических смол, мг/100см3, не
более: | на месте
производства | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
на месте
потребления | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | Индукционный период на месте
производства бензина, мин, не менее |
600 | 1200 |
900 | 900 | 1200 | 900 | Массовая доля серы, %, не более
| 0,10
| 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 |
Цвет |
- | - | Желтый | - | - | - | Примечания.
1. Для бензинов всех марок: испытание на
медной пластинке - выдерживают;
содержание водорастворимых кислот и
щелочей, механических примесей и воды -
отсутствие; плотность при 20 °С - не
нормируется, определение обязательно.
2. Для городов и районов, а также
предприятий, где Главным санитарным
врачом запрещено применение этилированных
бензинов, предназначаются только
неэтилированные. 3. Допускается
вырабатывать бензин, предназначенный для
применения в южных районах, со
следующими показателями по фракционному
составу: 10 % перегоняется при температуре
не выше 75 °С; 50 % перегоняется при
температуре не выше 120 °С; 4. Для
бензинов, изготовленных с применением
компонентов каталитического риформинга,
допускаемая температура конца кипения не
выше 205 °С - для летнего и не выше 195 °С -
для зимнего. | | | | |
| | | | |
В
зависимости от октанового числа по
исследовательскому методу установлено
четыре марки бензинов: "Нормаль-80",
"Регуляр-91", "Премиум-95",
"Супер-98". Бензин "Нормаль-80"
предназначен для использования на грузовых
автомобилях наряду с бензином А-76.
Неэтилированный бензин "Регуляр-91"
предназначен для эксплуатации автомобилей
взамен этилированного А-93. Автомобильные
бензины "Премиум-95" и "Супер-98"
полностью отвечают европейским
требованиям, конкурентоспособны на
нефтяном рынке и предназначены в основном
для зарубежных автомобилей, ввозимых в
Россию.
С целью ускорения перехода на
производство неэтилированных бензинов
взамен этиловой жидкости допускается
использование марганцевого антидетонатора
в концентрации не более - 5 мг Мn/дм3 для
марки "Нормаль-80" и не более 18 мг Мn/дм3
для марки "Регуляр-91". В соответствии с
европейскими требованиями по ограничению
содержания бензола введен показатель
"объемная доля бензола" - не более 5 %.
Установлена норма по показателю
"плотность при 15 °С". Ужесточена норма
на массовую долю серы - до 0,05 %. Для
обеспечения нормальной эксплуатации
автомобилей и рационального использования
бензинов введено пять классов испаряемости
для применения в различных климатических
районах по ГОСТ 16350 - 80. Наряду с
определением температуры перегонки
бензина при заданном объеме предусмотрено
определение объема испарившегося бензина
при заданной температуре 70, 100 и 180 °С. Введен
показатель "индекс испаряемости". В
ГОСТ Р 51105-97 наряду с отечественными
включены международные стандарты на методы
испытаний (ISO, EN, ASTM).
Нормы и требования к
качеству автомобильных бензинов и
характеристики испаряемости по ГОСТ Р 51105-97
приведены в таблице.
Нормы и
требования к качеству автомобильных
бензинов по ГОСТ Р 51105-97
Показатели | Нормаль-80 | Регуляр-91 | Премиум-95 | Супер-98 | Октановое число, не менее: моторный
метод | 76,0 |
82,5 | 85,0 |
88,0 | Октановое число, не менее:
исследовательский метод | 80,0 | 91,0 |
95,0 | 98,0 |
Содержание свинца, г/дм3, не более
| 0,010 |
Содержание марганца, мг/дм3, не
более | 50 | 18 | - |
- | Содержание фактических смол, мг /100
см3, не более | 5,0 |
Индукционный период бензина,
мин, не менее | 360 |
Массовая доля серы, %, не более
| 0,05 |
Объемная доля бензола, %, не более
| 5 |
Испытание на медной пластине
| Выдерживает,
класс 1 | Внешний вид |
Чистый, прозрачный |
Плотность при 15 °С, кг/м3 |
700-750 | 725-780
| 725-780 | 725-780
|
Примечания. 1. Содержание
марганца определяют только для бензинов, с
марганцевым антидетонатором (МЦТМ).
2. Автомобильные бензины, предназначенные
для длительного хранения (5 лет) в
Госрезерве и Министерстве обороны, должны
иметь индукционный период не менее 1200
мин. | |
По
составу автомобильные бензины
представляют собой смесь компонентов,
получаемых в результате различных
технологических процессов: прямой
перегонки нефти, каталитического
риформинга, каталитического крекинга и
гидрокрекинга вакуумного газойля,
изомеризации прямогонных фракций,
алкилирования, ароматизации термического
крекинга, висбрекинга, замедленного
коксования. Компонентный состав бензина
зависит, в основном, от его марки и
определяется набором технологических
установок на нефтеперерабатывающем
заводе.
Базовым компонентом для
выработки автомобильных бензинов являются
обычно бензины каталитического риформинга
или каталитического крекинга. Бензины
каталитического риформинга
характеризуются низким содержанием серы, в
их составе практически отсутствуют
олефины, поэтому они высокостабильны при
хранении. Однако повышенное содержание в
них ароматических углеводородов с
экологической точки зрения является
лимитирующим фактором. К их недостаткам
также относится неравномерность
распределения детонационной стойкости по
фракциям. В составе бензинового фонда
России доля компонента каталитического
риформинга превышает 50 %.
Бензины
каталитического крекинга характеризуются
низкой массовой долей серы, октановыми
числами по исследовательскому методу 90-93
единицы. Содержание в них ароматических
углеводородов составляет 30-40 %, олефиновых -
25-35 %. В их составе практически отсутствуют
диеновые углеводороды, поэтому они
обладают относительно высокой химической
стабильностью (индукционный период 800-900
мин.). По сравнению с бензинами
каталитического риформинга для бензинов
каталитического крекинга характерно более
равномерное распределение детонационной
стойкости по фракциям. Поэтому в качестве
базы для производства автомобильных
бензинов целесообразно использовать смесь
компонентов каталитического риформинга и
каталитического крекинга.
Бензины таких
термических процессов, как крекинг,
замедленное коксование имеют низкую
детонационную стойкость и химическую
стабильность, высокое содержание серы и
используются только для получения
низкооктановых бензинов в ограниченных
количествах.
При производстве
высокооктановых бензинов используются
алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол.
Бензины АИ-95 и АИ-98 обычно получают с
добавлением кислородсодержащих
компонентов: метил-трет-бутилового эфира
(МТБЭ) или его смеси с трет-бутанолом,
получившей название фэтерол. Введение МТБЭ
в бензин позволяет повысить полноту его
сгорания и равномерность распределения
детонационной стойкости по фракциям.
Максимально допустимая концентрация МТБЭ в
бензинах составляет 15 % из-за его
относительно низкой теплоты сгорания и
высокой агрессивности по отношению к
резинам.
Для достижения требуемого
уровня детонационных свойств
этилированных бензинов к ним добавляют
этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3
бензина). К бензинам вторичных процессов,
содержащим непредельные углеводороды, для
их стабилизации и обеспечения требований
по индукционному периоду разрешается
добавлять антиокислители Агидол-1 или
Агидол-12. В целях обеспечения безопасности
в обращении и маркировки этилированные
бензины должны быть окрашены. Бензин А-76
окрашивается в желтый цвет жирорастворимым
желтым красителем К, бензин АИ-91 - в
оранжево-красный цвет жирорастворимым
темно-красным красителем Ж. Этилированные
бензины, предназначенные для экспорта, не
окрашиваются.
Примерные компонентные
составы автомобильных бензинов различных
марок приведены в таблице.
Средние
компонентные составы автомобильных
бензинов
Компонент | А-76 (А-80) | А-76* | АИ-91 | А-92 | А-92* | АИ-95 | АИ-98 | Бензин каталитического
риформинга: |
мягкого
режима | 40-80 |
70-60 | 60-90 |
60-88 | 50-100 |
- | - |
жесткого режима | - | - |
40-100 | 40-100
| 10-40 | 5-90 |
25-88 | Ксилольная фракция | - | - |
10-20 | 10-30 |
- | 20-40 |
20-40 | Бензин каталитического крекинга
| 20-80 | 10-60 |
10-85 | 10-85 |
10-85 | 10-50 |
10-20 | Бензин прямой перегонки |
20-60 | 40-100
| 10-20 | 10-20 |
10-80 | - |
- | Алкилбензин | - | - |
5-20 | 5-20 |
- | 10-35 |
15-50 | Бутаны изопентан | 1-7 | 1-5 |
1-10 | 1-10 |
1-7 | 1-10 |
1-10 | Газовый бензин | 5-10 | 5-10 |
5-10 | 5-10 |
5-10 | - |
- | Толуол | - |
- | 0-7 |
0-10 | - |
8-15 | 10-15 |
Бензин коксования | 1-5 | 5-10 |
- | - |
- | - |
- | Гидростабилизированный бензин
пиролиза | 10-35 |
10-20 | 10-30 |
10-30 | 10-30 |
10-20 | 10-20 |
МТБЭ | <=8 |
- | 5-12 |
5-12 | - |
10-15 | 10-15 |
* -
Этилированный | |
В
последнее время ассортимент автобензинов
значительно пополнился за счет новых
марок, выпускаемых по техническим условиям.
Это обусловлено резким ростом
производства неэтилированного бензина и
сокращением производства бензина
этилированного.
При этом
тетраэтилсвинец заменяется на различные
нетрадиционные присадки и добавки, ранее
выпускаемыми химической и
микробиологической промышленности в иных
целях.
К таким веществам относятся
различные эфиры, спирты,
металлоорганические соединения и т.д.
Необходимость производства таких бензинов
по техническим условиям диктуется тем, что
все присадки и добавки могут вводиться в
строго определенных концентрациях. Для
контроля содержания этих компонентов в
технических условиях предусматриваются
специальные показатели и вводятся
дополнительные методики контроля.
Все
бензины, выпускаемые по техническим
условиям, должны соответствовать
требованиям ГОСТ Р 51313-99 "Бензины
автомобильные. Общие технические
требования", который вводится с 01 июля
2000г.
Соответствие бензинов, выпускаемых
по техническим условиям, требованием ГОСТ Р
51313-99 проверяется при их сертификации,
которая является обязательной.
Бензины автомобильные. Общие технические
условия
Наименование
показателя | Значение
показателя для типов бензинов |
Метод испытания |
I |
II | III
| IV | Детонационная стойкость: |
октановое число по
исследовательскому методу, не менее
| 80
| 91
| 95
| 98
| по ГОСТ
8226 | октановое число по
моторному методу, не менее | 76 | - | - | - | по ГОСТ 511 |
Концентрация свинца, г/дм3, не
более, для бензина: | неэтилированного | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | по ГОСТ 28828 |
этилированного | 0,17 | - | - | - |
| Давление насыщенных
паров, кПа | 35-100 | 35-100 | 35-100 | 35-100 | по ГОСТ 1756 | Фракционный состав: |
90% бензина перегоняется при
температуре, °С, не выше | 190 | 190 | 190 | 190 |
| конец кипения
бензина, °С, не выше | 215 | 215 | 215 | 215 | |
остаток в колбе, %, не более |
1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
| Массовая доля серы, %,
не более | 0,1 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442 |
Объемная доля
бензола, %, не более | 5 | 5 | 5 | 5 | по ГОСТ 29040 | |
Другие
документы: