Авиационные бензины
Авиационные
бензины |
|
Бензины предназначены для
применения в поршневых двигателях
внутреннего сгорания с принудительным
воспламенением (от искры).
В зависимости
от назначения их разделяют на автомобильные
и авиационные.
Несмотря на различия в
условиях применения автомобильные и
авиационные бензины характеризуются в
основном общими показателями качества,
определяющими их физико-химические и
эксплуатационные свойства.
Современные
автомобильные и авиационные бензины должны
удовлетворять ряду требований,
обеспечивающих экономичную и надежную
работу двигателя, и требованиям
эксплуатации: иметь хорошую испаряемость,
позволяющую получить однородную
топливовоздушную смесь оптимального
состава при любых температурах;иметь
групповой углеводородный состав,
обеспечивающий устойчивый,
бездетонационный процесс сгорания на всех
режимах работы двигателя; не изменять
своего состава и свойств при длительном
хранении и не оказывать вредного влияния на
детали топливной системы, резервуары,
резинотехнические изделия и др. В последние
годы экологические свойства топлива
выдвигаются на первый план.
Ассортимент, качество и состав авиационных бензинов
Авиационные
бензины предназначены для применения в
поршневых авиационных двигателях.
В
отличие от автомобильных двигателей, в
авиационных используется в большинстве
случаев принудительный впрыск топлива во
впускную систему, что определяет некоторые
особенности авиационных бензинов по
сравнению с автомобильными. Более высокие
требования к качеству авиационных бензинов
определяются также жесткими условиями их
применения. ГОСТ 1012-72 предусматривает две
марки авиационных бензинов: Б-91/115 и
Б-95/130. Марка авиабензина означает его
октановое число по моторному методу,
указываемое в числителе, и сортность на
богатой смеси - в знаменателе дроби. Бензин
Б-91/115 предназначен для эксплуатации
двигателей АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и
М-14В-26, а Б-95/130 - двигателей АШ-82Т и АШ-82В. В
течение 1988-1992 гг. проведен большой комплекс
исследований и испытаний, в результате чего
разработан единый бензин Б-92 без
нормирования показателя "сортность на
богатой смеси", вырабатываемый по ТУ
38.401-58-47-92. Как показали испытания, бензин Б-92
может применяться взамен бензина Б-91/115 в
двигателях всех типов. Использование
авиабензина Б-92 без нормирования
показателя сортности позволяет наряду с
обеспечением нормальной работы двигателей
на всех режимах значительно расширить
ресурсы авиабензинов и снизить содержание
в них токсичного тетраэтилсвинца.
В
России вырабатывают две марки
авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Разработаны
технические условия на авиационные бензины
марок Б-100/130 и Б-100/130
малоэтилированный - ТУ 38.401-58-197-97.
Установленные нормы к качеству указанных
бензинов соответствуют требованиям АSТМ D 910
и европейским спецификациям на бензины
марок 100 и 100LL. Кроме описанных выше марок
авиационных бензинов, которые применяются
непосредственно для эксплуатации
поршневых двигателей, вырабатывается
неэтилированный бензин марки Б-70 (ТУ
38.101913-82). В настоящее время этот бензин
используется, в основном, как
бензин-растворитель.
Авиационный бензин
Б-70 готовят на основе бензина прямой
перегонки или рафинатов риформинга с
добавлением высокооктановых компонентов.
Характеристики авиационных бензинов
|
В
связи с тем, что к авиационным бензинам
предъявляются более жесткие требования,
чем к автомобильным, в их состав входят
компоненты ограниченного числа
технологических процессов: прямой
перегонки нефти, каталитического
риформинга, алкилирования, ароматизации. В
состав авиационных бензинов могут также
входить продукты изомеризации прямогонных
фракций. Продукты вторичныхпроцессов,
содержащие олефиновые углеводороды, для
получения авиационных бензинов не
используются.
Компонентный состав
авиационных бензинов зависит в основном от
их марки и в меньшей степени, чем для
автомобильных бензинов, определяется
набором технологических установок на
нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым
компонентом для выработки авиационных
бензинов марок Б-92 и Б-91/115 обычно являются
бензины каталитического риформинга. В
качестве высокооктановых компонентов
могут быть использованы алкилбензин,
изооктан, изопентан и толуол.
Бензины
каталитического риформинга обладают
высокой детонационной стойкостью на
богатых и бедных смесях. Чем больше
суммарное содержание в бензине
ароматических углеводородов, тем выше его
сортность на богатой смеси.
Для
обеспечения требований ГОСТ и ТУ по
детонационной стойкости, теплоте сгорания,
содержанию ароматических углеводородов к
базовым бензинам добавляют изопарафиновые
и ароматические компоненты - алкилбензин,
изомеризат и толуол.
В целях обеспечения
требуемого уровня детонационных свойств к
авиационным бензинам добавляют
антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1 г
на 1 кг бензина) в виде этиловой жидкости.
Для стабилизации этиловой жидкости при
хранении авиабензинов добавляется
антиокислитель 4-оксидифениламин или
Агидол-1.
Как и все этилированные топлива,
для безопасности в обращении и маркировки,
авиационные бензины должны быть окрашены.
Бензины Б-91/115 и Б-92 окрашиваются в зеленый
цвет красителями: жирорастворимым зеленым
6Ж или жирорастворимым зеленым
антрахиноновым; Б-95/130 - в желтый цвет
жирорастворимым желтым К; Б-100/130 - в голубой
цвет органическим жирорастворимым
ярко-синим антрахиноновым или
1,4-диалкиламино-антрахиноном.
Другие
документы: