Дизельные топлива
Дизельные
топлива |
|
Дизельное топливо
предназначено для быстроходных дизельных и
газотурбинных двигателей наземной и
судовой техники. Каждая компания легко
может купить
дизельное топливо. Условия
смесеобразования и воспламенения топлива
в дизелях отличаются от таковых в
карбюраторных двигателях. Преимуществом
первых является возможность осуществления
высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных
дизелях), вследствие чего удельный расход
топлива в них на 25-30 % ниже, чем в
карбюраторных двигателях. В то же время
дизели отличаются большей сложностью в
изготовлении, большими габаритами. По
экономичности и надежности работы дизели
успешно конкурируют с карбюраторными
двигателями.
Основные эксплуатационные
показатели дизельного топлива:
цетановое число, определяющее высокие
мощностные и экономические показатели
работы двигателя;
фракционный
состав, определяющий полноту сгорания,
дымность и токсичность отработавших газов
двигателя;
вязкость и плотность,
обеспечивающие нормальную подачу топлива,
распыливание в камере сгорания и
работоспособность системы фильтрования;
низкотемпературные свойства,
определяющие функционирование системы
питания при отрицательных температурах
окружающей среды и условия хранения
топлива;
степень чистоты,
характеризующая надежность работы
фильтров грубой и тонкой очистки и
цилиндро-поршневой группы двигателя;
температура вспышки, определяющая
условия безопасности применения топлива в
дизелях;
наличие сернистых соединений,
непредельных углеводородов и металлов,
характеризующее нагарообразование,
коррозию и износ.
Ассортимент, качество и состав дизельных топлив
Нефтеперерабатывающей промышленностью
вырабатывается дизельное топливо по ГОСТ
305-82 трех марок:
Л - летнее,
применяемое при температурах окружающего
воздуха выше 0 °С;
З - зимнее,
применяемое при температурах до -20 °С (в
этом случае зимнее дизельное топливо
должно иметь заст < -35 °С и п < -25 °С), или
зимнее, применяемое при температурах до -30
°С, тогда топливо должно иметь заст < -45 °С
и п <-35 °С);
А - арктическое,
температура применения которого до -50 °С.
Содержание серы в дизельном топливе марок
Л и З не превышает 0,2 % - для I вида топлива и
0,5 - для II вида топлива, а марки А - 0,4 %.
Для
удовлетворения потребности в дизельном
топливе разрешаются по согласованию с
потребителем выработка и применение
топлива с температурой застывания 0 °С без
нормирования температуры помутнения. В
соответствии с ГОСТ 305-82 принято следующее
условное обозначение дизельного топлива:
летнее топливо заказывают с учетом
содержания серы и температуры вспышки
(Л-0,2-40), зимнее - с учетом содержания серы и
температуры застывания (З-0,2-минус 35).
В
условное обозначение на арктическое
дизельное топливо входит только
содержание серы: А-0,2.
Дизельное топливо
(ГОСТ 305-82) получают компаундированием
прямогонных и гидроочищенных фракций в
соотношениях, обеспечивающих требования
стандарта по содержанию серы. В качестве
сырья для гидроочистки нередко используют
смесь среднедистиллятных фракций прямой
перегонки и вторичных процессов, чаще
прямогонного дизельного топлива и легкого
газойля каталитического крекинга.
Содержание серы в прямогонных фракциях в
зависимости от перерабатываемой нефти
колеблется в пределах 0,8-1,0 % (для сернистых
нефтей), а содержание серы в гидроочищенном
компоненте - от 0,08 до 0,1 %.
Характеристики дизельного топлива (ГОСТ 305-82) | |||
Показатели | Норма для марок | ||
Л | З | А | |
Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 |
Фракционный состав: | |||
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
280 |
280 |
255 |
90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше |
360 |
340 |
330 |
Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2/с | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 |
Температура застывания, ° С, не выше, для климатической зоны: | |||
умеренной | -10 |
-35 | - |
холодной | - | -45 | -55 |
Температура помутнения, ° С, не выше, для климатической зоны: | |||
умеренной | -5 |
-25 | - |
холодной | - | -35 | - |
Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже: | |||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | 62 |
40 | 35 |
для дизелей общего назначения | 40 |
35 | 30 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | |||
вида I |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
вида II | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более |
40 | 30 | 30 |
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более |
5 | 5 | 5 |
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более |
6 | 6 | 6 |
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более | 0,20 |
0,30 | 0,30 |
Коэффициент фильтруемости, не более | 3 |
3 | 3 |
Плотность при 20 ° С, кг/м3, не более |
860 | 840 | 830 |
Примечание. |
Дизельное экспортное топливо (ТУ 38.401-58-110-94) - вырабатывают для поставок на экспорт, содержание серы 0,2%. Исходя из требований к содержанию серы, дизельное экспортное топливо получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций. Для оценки его качествапо требованию заказчиков определяют дизельный индекс (а не цетановое число, как принято ГОСТ 305-82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают прозрачность топлива при температуре 10°С.
Характеристики дизельного экспортного топлива (ТУ 38.401-58-110-94) |
||
Показатели | Норма для марок |
|
ДЛЭ |
ДЗЭ | |
Дизельный индекс, не менее | 53 | 53 |
Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С, не выше: | ||
50 % | 280 |
280 |
90 % | 340 | 330 |
96 % | 360 | 360 |
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с | 3,0-6,0 | 2,7-6,0 |
Температура, °С: | ||
застывания, не выше | -10 | -35 |
предельной фильтруемости, не выше |
-5 | -25 |
вспышки в закрытом тигле, не ниже | 65 | 60 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | ||
вида I | 0,2 | 0,2 |
вида II |
0,3 | - |
Испытание на медной пластинке | Выдерживает | |
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более | 3,0 | 3,0 |
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более | 0,2 | 0,2 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | 2,0 | 2,0 |
Содержание механических примесей | Отсутствие | |
Прозрачность при температуре 10 °С |
Прозрачно | |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более | 860 | 845 |
Зимние дизельные топлива с
депрессорными присадками. С 1981 г.
вырабатывают зимнее дизельное топливо
марки ДЗп по ТУ 38.101889-81. Получают его на базе
летнего дизельного топлива с tп = = -5 °С.
Добавка сотых долей присадки обеспечивает
снижение предельной температуры
фильтруемости до -15 °С, температуры
застывания до -30 °С и позволяет
использовать летнее дизельное топливо в
зимний период времени при температуре до -15
°С.
Для применения в районах с холодным
климатом при температурах -25 и -45 °С
вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36-92.
Согласно техническим условиям получают
две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое
дизельное топливо с температурой
помутнения -15 °С, товарное - с предельной
температурой фильтруемости -25 °С) и
арктическое дизельноетопливо ДАп-35/-45
(базовое топливо с температурой помутнения
-35 °С, товарное - с предельной температурой
фильтруемости -45 °С).
Экологически
чистое дизельное топливо выпускают по ТУ
38.1011348-89. Технические условия
предусматривают выпуск двух марок летнего
(ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ)
дизельного топлива с содержанием серы до 0,05
% (вид I) и до 0,1 % (вид II).
С учетом
ужесточающихся требований по содержанию
ароматических углеводородов введена норма
по этому показателю: для топлива марки
ДЛЭЧ-В - не более 20 %, для топлива марки ДЗЭЧ -
не более 10 %. Экологически чистые топлива
вырабатывают гидроочисткой дизельного
топлива, допускается использование в сырье
гидроочистки дистиллятных фракций
вторичных процессов.
Городское
дизельное топливо (ТУ 38.401-58-170-96)
предназначено для использования в г.
Москве. Основное отличие городского
дизельного топлива от экологически
чистого - улучшеное качество благодаря
использованию присадок (летом - антидымной,
зимой - антидымной и депрессорной). Добавка
присадок в городское дизельное топливо
снижает дымность и токсичность
отработавших газов дизелей на 30-50
%.Депрессорные присадки, улучшающие
низкотемпературные свойства топлива
представляют собой, в основном, сополимеры
этилена с винилацетатом зарубежного
производства.
Европейский стандарт EN 590
действует в странах Европейского
экономического сообщества с 1996 г. Стандарт
предусматривает выпуск дизельных топлив
для различных климатических регионов.
Общими для дизельных топлив являются
требования по температуре вспышки - не ниже
55 °С, косуемости 10 %-ного остатка - не более
0,30 %, зольности - не более 0,01 %, содержанию
воды - не более 200 ррm, механических примесей
- не более 24 ррm, коррозии медной пластинки -
класс 1, устойчивости к окислению - не более
25 г осадка/м3.В 1996 г. в Европе введены
ограничения на содержание серы в дизельных
топливах - не более 0,05 %. Таким требованиям
отвечают отечественные ТУ 38. 1011348-89.
Характеристики зимних дизельных топлив с депрессорными присадками |
|||
Показатели | Нормы для марок |
||
ДЗп |
ДЗп-15/-25 | ДАп-35/-45 | |
ТУ 38.101889-81 |
ТУ 38.401-58-36-92 | ||
Цетановое число, не менее | 45 | 45 |
40 |
Фракционный состав: | |||
перегоняется при температуре, °С, не выше: | |||
50 % | 280 | 280 |
280 |
90 % (конец перегонки) | 360 | 360 | 340 |
Кинематическая вязкость для дизелей общего назначения при 20 °С, мм2/с | 3,0-6,0 | 1,8-6,0 |
1,5-5,0 |
Температура, °С, не выше: | |||
застывания | -30 | -35 | -55 |
помутнения | -5 |
-15 | -35 |
предельной фильтруемости |
-15 | -25 |
-45 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже: | |||
для дизелей общего назначения | 40 | 40 |
35 |
для тепловозных и судовых дизелей |
62 | 35 |
30 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | |||
вида I | 0,2 | 0,2 |
0 ,2 |
вида II |
0,5 | 0,5 | 0,4 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
0,01 | 0,01 | 0,01 |
Концентрация фактических смол, мг/100 см3 базового топлива, не более | 40 | - | - |
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более | 5 | 5 | 5 |
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более | 6 | 5 | 5 |
Зольность, %, не более |
0,01 | 0,01 | 0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
Коэффициент фильтруемости, не более: | |||
для базового топлива |
2,0 | - | - |
для топлива с присадкой | 3,0 | 3,0 |
3,0 |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
860 | 860 |
840 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | 2,0 | 2,0 |
2,0 |
Примачание. Для топлив всех марок: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие; испытание на медной пластинке - выдерживают. |
Другие
документы: