Масла для авиационных двигателей
Масла для вертолетов
В вертолетах маслами смазывают двигатели, редукторы трансмиссии и шарниры втулок винтов. В двигателях вертолетов МИ-6 и МИ-10 используют масла МС-8п и МС-8рк, в вертолетах МИ-2 и МИ-8 - синтетическое масло Б-ЗВ, в турбокомпрессорной части силовой установки вертолета МИ-26 применяют синтетическое изопарафиновое масло ИПМ-10. В двигателе и редукторе перспективных и вновь проектируемых вертолетов рекомендовано использовать синтетическое масло ПТС-225.
Для смазывания редукторов трансмиссии вертолетов используют широкий ассортимент масел различного назначения, уровень качества которых невысок. Так как маловязкие моторные масла имеют недостаточную смазывающую способность, а высоковязкие нефтяные масла обладают неудовлетворительными низкотемпературными свойствами, то для смазывания редукторов трансмиссий широко применяют смеси масел.
В вертолетах МИ-6 и МИ-8 для летней эксплуатации до температуры -10 °С используют смесь масел СМ-11,5 - 75 % (мас. доля) МС-20 и 25 % (мае. доля) МС-8п, для зимней эксплуатации - смесь СМ-8 - 50 % (мас. доля) МС-20 и 50 % (мас. доля) МС-8п.
В редукторах хвостовой трансмиссии вертолетов летом широко применяют масло МС-20 и трансмиссионное масло ТСгип по ТУ 38.101332-90, а зимой из-за плохих низкотемпературных свойств масел - смесь МС-20 с МС-8п и смесь ТСгип с жидкостью АМГ-10 (маслосмесь СМ-9).
Характеристики маслосмесей, используемых в редукторах вертолетов
Показатели | СМ-11,5 | СМ-8 | СМ-9 |
Кинематическая вязкость, | 11-12,6 | 6,5-7,5 | 11 |
Температура,°С: | 165 | 155 | 140 |
застывания, не выше | -22 | -30 | -45 |
Кислотное
число, | 0,05 | 0,05 | 3,5 |
Зольность, %, не более |
0,004 |
0,004 | - |
Смазывающие свойства: | 500 | 440 | - |
показатель износа, мм | 0,63 | 0,66 | - |
Применение смесей масел усложняет эксплуатацию вертолетов и не может обеспечить безопасность полетов. Из синтетических масел в редукторах вертолетов МИ-2 и МИ-8, а также в главном редукторе тяжелонагруженного вертолета МИ-26 используют пентаэритритовое масло Б-ЗВ.
Шарниры винтов отечественных вертолетов смазывают сезонными маслами. В осевых шарнирах втулок винтов вертолетов при эксплуатации летом применяют масло МС-20, зимой - ВНИИНП-25 и ВО-12. Масло ВО-12 можно использовать как всесезонное в диапазоне температур от +60 до -50 °С. Горизонтальные и вертикальные шарниры втулок винтов вертолетов смазывают летом маслом ТСгип, зимой - смесью масел ТСгип и АМГ-10.
Смазочные масла для шарниров винтов вертолетов
Масло | ТУ, ГОСТ | Температура применения |
Масла для горизонтальных и вертикальных шарниров | ||
Трансмиссионное ТСгип | ТУ 38.101332-90 | +60...-5°С |
Маслосмесь СМ-9 (2/3 ТСгип и 1/3 АМГ-10 по объему) |
- | -5...-45 °С |
Масла для осевых шарниров втулок винтов вертолетов | ||
МС-20 |
ГОСТ 21743-76 | +60...-5°С |
ВНИИНП-25 шарнирное |
ГОСТ 11122-84 | -5...-50°С |
ВО-12 | ТУ РМ-80-4-95 | +60...-50°С |
Масло ВНИИНП-25-шарнирное (ГОСТ 11122-84) - нефтяное низкозастывающее масло (зимний сорт), загущенное полимерной присадкой, содержит антиокислительную присадку. В настоящее время не производится.
Масло ВО-12 (ТУ РМ-80-4-95) - всесезонное масло для осевых шарниров втулок винтов вертолетов. Разработано взамен масла ВНИИНП-25. Работоспособно при температуре от +60 до -50 °С. Представляет собой смесь синтетического углеводородного и диэфирного масел с комплексом присадок.
Характеристика масел для осевых шарниров втулок винтов вертолетов
Показатели | ВНИИНП-25 | ВО-12 |
Кинематическая вязкость, | 10 | 12 |
-30 °С, не более |
13500 | 15000 |
Кислотное
число, | 0,08 | 0,08 |
Температура,°С: | 135 | 240 |
застывания, не выше | -54 | -54 |
Содержание
водо- | Отсутствие | |
Индекс вязкости, не менее | 120 | 120 |
Массовая доля золы, %, не более | 0,005 | 0,005 |
Трибологические | 500 | 686 |
показатель износа |
0,7 | 0,7 |