Масла для авиационных двигателей
Масла для газоперекачивающих агрегатов
Газоперекачивающие агрегаты (ГПА), устанавливаемые на компрессорных станциях (КС) различного назначения, предназначены для компримирования природного газа с целью его транспортирования по магистральным газопроводам при температуре окружающей среды от -55 до +45 °С.
ГПА различают по типу привода компрессоров (нагнетателей):
- газотурбинные с приводом центробежных нагнетателей от стационарных газотурбинных установок (ГТУ) или от конвертированных транспортных (авиационных и судовых) газотурбинных двигателей (ГТД);
- электроприводные (ЭГПА) с приводом центробежных нагнетателей от электродвигателей;
- поршневые (газомотокомпрессоры), в которых поршневой компрессор выполнен как одно целое с газовым двигателем.
Масляные системы предназначены обеспечивать смазывание подшипников и других пар трения, охлаждение узлов газоперекачиваюших установок (ГПУ), уплотнение вала нагнетателя, работу систем регулирования и защиты, а также:
- надежную работу на всех режимах - включение, пуск и аварийная остановка при изменяющихся внешних температурных условиях;
- охлаждение масла с минимальными затратами мощности на его прокачку;
- пожарную безопасность;
- отделение от масла газов, механических примесей и воды;
- исключение образования в системе воздушных пробок;
- прогрев масла при запуске (или при нахождении агрегата в "горячем резерве");
- запас масла, достаточный для пробега между нагнетательными перепадами заправки;
- минимальные расходы (потери) масла в процессе эксплуатации;
- достаточную прочность и вибростойкость элементов системы, герметичность соединения;
- простоту обслуживания.
Масла для ГПА со стационарными ГТУ и электроприводами
В ГПА такого типа широко используют турбинные масла для смазывания и охлаждения подшипников скольжения нагнетателя, стационарных ГПУ, электродвигателей, зубчатых муфт, торсионного вала, а также для обеспечения постоянного превышения давления масла по сравнению с давлением газа на всех режимах работы агрегата с целью исключения прорыва газа из нагнетателя в контейнер турбоагрегата.
Масло в нагнетателе выполняет две функции:
1) смазывает (и охлаждает) опорные и упорные подшипники ротора;
2) уплотняет радиальные зазоры между ротором и статором нагнетателя для ограничения утечек газа в атмосферу.
В современных турбоагрегатах масла работают при повышенных температурах в циркуляционных системах, где к маслу имеется свободный доступ воздуха, а кроме того возможно попадание воды. В связи с этим качество газотурбинных масел определяют такие показатели, как стабильность против окисления, склонность к эмульгированию и вспениванию, способность защищать металлические поверхности от коррозии.
Одна из наиболее важных эксплуатационных характеристик газотурбинных масел - стабильность против окисления и способность сохранять ее в условиях длительной эксплуатации в широком интервале температур. От этого зависит работоспособность масла и срок его службы.
Для смазывания нагнетателей применяют взаимозаменяемые масла Тп-22с и Тп-22Б.
Масла для газомотокомпрессорных ГПА
Газомоторный компрессор (ГМК) представляет собой агрегат, состоящий из поршневого газового двигателя (силовой части) и поршневого компрессора, соединенных между собой общим коленчатым валом и рамой.
Смазочная система двигателей ГМК необходима для уменьшения сил трения и износа поверхностей, а также для отвода тепла, выделяющегося при трении, для охлаждения силовых поршней, удаления металлических и неметаллических частиц из зазоров, создания максимальной герметичности между поршнем и цилиндром, в сальниковых уплотнениях и других узлах агрегата (при нормальных зазорах).
К маслу, предназначенному для газовых двигателей, предъявляют следующие требования:
- высокая стабильность, обеспечивающая длительную работу масла без замены;
- отсутствие золы, вызывающей перебои в работе запальных свечей, приводящей к калильному зажиганию, задиру цилиндровых втулок и забиванию продувочных окон;
- хорошие противоизносные свойства, обеспечивающие длительную работу двигателя до ремонта;
- высокие моющие свойства, устраняющие отложение лака и нагара на деталях двигателя.
Температура вспышки масла, применяемого для компрессоров, должна быть на 20-50 °С выше температуры нагнетания.
В поршневых компрессорах смазочное масло находится в прямом соприкосновении со сжатым газом, имеющим высокую температуру. Основным эксплуатационным свойством масел, влияющим на долговечную, эффективную и безопасную работу комрессоров, является их стабильность и способность предотвращать или сводить к минимуму коксообразные отложения в нагнетательных линиях компрессоров. Причиной пожаров, возникающих в смазываемых маслом компрессорах, обычно является образование твердых продуктов распада и уплотнение масла при его эксплуатации.
Наиболее оптимальным, удовлетворяющим требованиям к смазке газомотокомпрессоров, является масло МС-20.
Масло МС-20 - остаточное, селективной очистки, вырабатывается из малосернистых парафиновых и беспарафиновых нефтей. Характеризуется высокой вязкостью, хорошими смазывающими свойствами, отличной адгезией, температурой вспышки выше 265 °С, но недостаточными низкотемпературными свойствами, что исключает его хранение в зимних условиях Севера и Сибири на открытых площадках, так как для его перекачки на компрессорной станции требуются специальные мощные насосы.
Широкое применение в газомотокомпрессорах нашло масло МГД-14м, разработанное взамен масла МС-20.
Масло МГД-14м (ТУ 38.101930-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит специальную композицию присадок. Предназначено для смазывания двигателей и компрессорной части газомотокомпрессоров типов 8ГК, 8ГКМ, 10ГКМ, 10ГКН и аналогичных им агрегатов, работающих на природном газе. Это масло применимо и в циркуляционной, и в лубрикаторной смазочных системах газомотокомпрессоров.
Физико-химические свойства масла МГД-14м
Показатели | МГД-14м |
Кинематическая вязкость, | 13,5-15,5 |
Индекс вязкости, не менее | 90 |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее | 2,0 |
Зольность сульфатная, % | 0,2 |
Коррозионность на | 10 |
Температура,°С: | 215 |
застывания, не выше | -15 |
Массовая
доля, %: | 0,015 |
воды | Следы |
Цвет
(разбавление 15:85), | 4,0 |
Степень
чистоты, | 400 |
Стабильность по
индукционному |
35 |
Масла для ГПА с приводом от конвертированных авиационных или судовых ГТД
Все большее распространение получают ГПА, в которых в качестве приводов используются конвертированные авиационные или судовые газотурбинные двигатели, имеющие одну общую особенность: каждый такой привод состоит из двух отдельных модулей.
Первый модуль, представляющий собственно модификацию базового двигателя, называют газогенератором. Второй модуль - свободная (или силовая) турбина (СТ), приводящая во вращение нагнетатель ГПА.
Выбор того или иного сорта масла для ГТД определяется теплонапряженностью элементов его конструкции, контактирующих с маслом.
Применяемое масло должно иметь достаточную термическую и термоокислительную стабильность. Оно не должно разлагаться (с испарением легких фракций и выпадением из него смолистых веществ) при контакте с наиболее нагретыми стенками масляных полостей привода через уплотнения вращающихся валов.
Масла, применяемые для смазывания ГТД, должны отвечать таким же требованиям, как и масла для авиационных турбореактивных двигателей.
Среди нефтяных масел наиболее широкое применение получили авиационное масло МС-8п, МС-8гп и масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289-70. Применяют также рабочеконсервационное масло МС-8рк.
Масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289-79 рекомендовано для использования в некоторых ГПА, разработанных на базе судовых газовых турбин. Его изготовляют на основе трансформаторного масла из сернистых или малосернистых нефтей с добавлением антиокислительной и противоизносной присадок.
Физико-химические свойства масла для судовых газовых турбин
Показатели | Нормы по ГОСТ 10289-79 |
Кинематическая вязкость, | 7,0-9,6 |
Индекс вязкости, не менее | 40 |
Кислотное число, | 0,02 |
Зольность, %, не более |
0,005 |
Температура,°С: | 135 |
застывания, не выше | -45 |
Стабильность против | 0,20 |
кислотное
число |
0,65 |
Содержание водорастворимых
| Отсутствие |
Натровая
проба, | 2 |
Прозрачность масла | Прозрачное |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
1,5 |
Плотность при 20 °С, | 905 |
Масло МС-8гп (ТУ 0258-003-4006542-97) разработано на базе масла МС-8п, но технология получения базового компонента, температура застывания которого -45 °С (в отличие от -55 °С для масла МС-8п), более простая; комплекс присадок сохранился прежним. Масло МС-8гп предназначено для использования только в газотурбинных двигателях ГПА.
Для смазывания теплонапряженных перспективных двигателей типа НК-36СТ, АЛ-31СТ предназначены высококачественное масло Петрим по ТУ 38.401939-92 и углеводородное масло ИПМ-10 по ТУ 38.1011299-90.
Наличие нескольких сортов масел для смазывания нагнетателей и приводов с авиационными и судовыми двигателями в составе ГПА создает технические сложности при эксплуатации и экономически не эффективно. Создание и применение унифицированного масла позволит улучшить обеспечение и обслуживание ГПА, решит ряд экономических вопросов, повысит надежность работы КС. Как универсальное можно рассматривать масло Эридан для смазывания ГТД и трансмиссии самолетов и вертолетов.
Физико-химические свойства масел МС-8гп, Петрим, Эридан
Показатели | МС-8гп | Петрим | Эридан* |
Кинематическая вязкость, | 8,0 | 3,0 | 7,0** |
-40 °С, не более | 4000 | 5500 | Не
нормируется, |
Температура,°С: | - | 170 | 190 |
вспышки в
закрытом | 145 | - | - |
застывания, не выше | -45 | -50 | -50 |
Кислотное
число, | 0,05 | 0,05 | 0,2 |
Массовая доля
серы, | 0,6 | - | - |
Зольность, %, не более |
0,008 |
- | - |
Испаряемость в чашечках | 10,0 | - | - |
при 175 °С | - | Не нормируется, | |
вязкость
после испарения, | 5000 | Не нормируется, | |
Трибологические | 500 | 600 | 600 |
показатель
износа | 0,5 | 0,35 | 0,8 |
Термоокислительная | - | 5,0 | 9,0 |
50 °С |
10,0 | - | - |
-40 °С |
5500 | 7000 | 13000 |
кислотное
число | 0,7 | 2,5 | 1,0 |
массовая доля
осадка, | 0,15 | 0,15 | - |
коррозия на пластинках | Отсутствие | ||
алюминиевый сплав АК4 | Отсутствие | ||
медь М1 или М2 | +0,2 | ± 0,2 | Отсутствие |
Плотность при 20 °С, кг/м3 | <=865 | >=820 | Не нормируется |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
1,5 |
- | - |
* Стабильность вязкости после озвучивания на ультразвуковой установке УЗДН-1 в течение 15 мин: относительное снижение вязкости после озвучивания не более 3 %. ** Вязкость масла Эридан зависит от требований заказчика к качеству и может составлять от 3 до 8 мм2/с при 100 °С. *** Для масла марки МС-8гп - при 150 °С, для масел Петрим и Эридан - при 175 °С. | |||
Примечание. Для всех масел содержание водорастворимых кислот, щелочей, воды, механических примесей - отсутствие. |
Масло Эридан (ТУ 38.401829-90) обладает высоким уровнем термической (370 °С) и термоокислительной (180-200 °С) стабильности, трибологических характеристик (противоизносных, антифрикционных и противозадирных), а также хорошими антикоррозионными свойствами (не хуже, чем у масла МС-8рк).
Рекомендации по применению конкретных марок масел для авиационных и судовых ГТД в приводах ГПА подробно изложены в книге "Смазочные масла для приводов и нагнетателей газоперерабатывающих агрегатов (авторы: А.Ф. Хурумова, Т.И. Назарова, А.Е. Троянов и др.; М.: 1996).
При подборе масла для конкретных изделий авиационной техники кроме основных характеристик, приведенных в нормативно-технической документации, требуются данные по вспениваемости и совместимости с другими маслами и конструкционными материалами (резинами, покрытиями и др.), по коррозионному воздействию на различные металлы и сплавы, токсокологические и санитарно-гигиенические, теплофизические, электрические характеристики, сведения о зарубежных аналогах и др.
В таблицах ниже приведены некоторые дополнительные данные по авиационным маслам различных типов.
Смазывающие свойства авиационных масел (ГОСТ 9490-75)
Марка масла | Критическая нагрузка, Н | Показатель износа*, мм |
ИПМ-10 |
710 | 0,35 |
36/1КУА |
790 | 0,50 |
ВНИИНП-50-1-4ф | 840 | 0,4 |
ВНИИНП-50-1-4у | 750 | 0,45 |
ПТС-225 |
900 | 0,5 |
ВТ-301 |
900 | 1,10 |
МС-8п |
500 | 0,5 |
МС-8рк |
500 | 0,5 |
Б-ЗВ |
890 | 0,45 |
ЛЗ-240 |
890 | 0,5 |
МН-7,5у |
840 | 0,5 |
ВНИИНП-25 | 500 | 0,7 |
* При осевой нагрузке 196 Н и температуре (20 ± 5) °С. |
Совместимость масел для авиационных газотурбинных двигателей
Марка масла | МС-8п | МС-8рк | ЛЗ-240 | Б-ЗВ | ИПМ-10 | ВНИИНП |
ВНИИНП |
ПТС-225 | ВТ-301 |
МС-8п |
| C | - | - | C | C | C | - | - |
МС-8рк | C |
| - | - | C | C* | C* | - | - |
ЛЗ-240 | - | - |
| C | C | - | - | C* | - |
Б-ЗВ | - | - | C |
| C* | - | - | C* | - |
ИПМ-10 | C | C | C | C* |
| C | C | - | H |
ВНИИНП |
C* | C* | - | - | C |
| C | - | - |
ВНИИНП | C* | C* | - | - | C | C |
| - | - |
ПТС-225 | - | - | C* | C* | - | - | - |
| - |
ВТ-301 | - | - | - | - | H | - | - | - |
|
Принятые сокращения: С - масла совместимы, при замене масла промывка смазочной системы заменяемым маслом не требуется; срок эксплуатации смеси масел определяется наименьшим сроком эксплуатации одного из компонентов (до первой замены); С* - масла смешиваются, но эксплуатационные свойства смеси хуже свойств каждого из смешиваемых масел; при замене требуется однократная промывка маслосистемы заменяемым маслом; Н - масла несовместимы, при замене масла требуется двукратная промывка маслосистемы заменяемым маслом; Прочерк означает, что смеси не исследовались. |
Примечание. Минеральное масло МН-7,5у
совместимо с маслосмесями.