Масла для авиационных двигателей
Масла для турбореактивных двигателей
В связи с конструктивными особенностями газотурбинных двигателей (ГТД) условия работы смазочных масел в них существенно отличаются от условий работы масел в поршневых двигателях. В отличие от поршневого двигателя смазочное масло в ГТД изолировано от камеры сгорания (зоны горения топлива); кроме того, в наиболее ответственных узлах трения реализуется в основном трение качения, а не скольжения, как в поршневых двигателях (коэффициент трения качения на порядок ниже коэффициента трения скольжения). Вал турбокомпрессора в ГТД хорошо сбалансирован и при большой частоте вращения и больших осевых и радиальных нагрузках работает без резких переменных нагрузок.
Современные газотурбинные двигатели характеризуются жесткими условиями работы: высокие температуры - до 300 °С и выше, большие частоты вращения турбин - 12000-20000 мин-1. Напряженность работы масла в таких условиях эксплуатации ГТД определяется количеством тепла, которое необходимо отвести от поверхностей трения деталей, и при прочих равных условиях характеризуется скоростью прокачивания масла через двигатель.
Температура масла на входе в ГТД колеблется от 20 до 50 °С, а на выходе зависит от теплонапряженности двигателя. В двигателях самолетов, летающих с дозвуковыми скоростями, она не превышает 125 °С, а при скорости полета с числом М = 2 она достигает 200 °С (где М - число Маха, обозначающее скорость, равную скорости звука).
Подвод масла к узлам трения у ГТД осуществляется не только для смазывания поверхностей трения, но и для отвода тепла от этих узлов. Для исключения перегрева узлов трения масло непрерывно подводится к следующим элементам двигателя: подшипникам, зубчатым колесам, контактным уплотнителям и шлицевым соединениям. Наиболее высокий уровень тепловыделения - в радиально-упорных шарикоподшипниках роторов ГТД, воспринимающих осевую нагрузку, поэтому к ним подводят масла больше, чем к другим элементам.
Масла для реактивных двигателей летательных аппаратов проходят тщательную проверку. При оценке качества масла учитывают возможные условия эксплуатации и напряженность работы его в двигателе.
Смазочные масла для турбореактивных двигателей должны отвечать следующим требованиям:
- надежное смазывание всех узлов и агрегатов двигателя с минимальным износом в пределах рабочих температур от -50 до +200 °С;
- пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах (пусковые свойства масла должны обеспечивать надежный запуск двигателя без подогрева до температуры -50 °С);
- однородный и стабильный фракционный состав, что обусловливает минимальную испаряемость фракций и сохраняет вязкостные характеристики масла в течение всего времени работы двигателя (целесообразно применять смазочные масла узкого фракционного состава);
- высокие антиокислительные свойства и минимальное окисление в двигателе при рабочих температурах 150-200 °С и выше;
- минимальная вспениваемость, высокая температура самовоспламенения;
- неагрессивность по отношению к металлам, сплавам, резинотехническим изделиям, покрытиям, клеям и другим материалам.
Минеральные масла
В России широкое распространение получили авиационные масла на минеральной основе. Это связано с их высоким качеством и относительно невысокой стоимостью.
Масло МС-8п (ОСТ 38 101163-78) - наиболее широко применяемое масло на нефтяной основе с комплексом высокоэффективных присадок. Производят из западно-сибирских и смеси западно-сибирских и приуральских нефтей. Предназначено для газотурбинных двигателей дозвуковых и сверхзвуковых самолетов, у которых температура масла на выходе из двигателя не более 150°С. Используют в составе маслосмесей с авиационным маслом МС-20 (в соотношении 25:75, 50:50 и 75:25) в турбовинтовых двигателях, а также для консервации маслосистем авиационных двигателей. При меняют в корабельных газотурбинных установках и в газоперекачивающих агрегатах. Масло МС-8п разработано взамен масел МК-8 и МК-8п, оно значительно превосходит их по ряду эксплуатационных показателей, в частности, по вязкости при низких температурах, термоокислительной стабильности, ресурсу работы.
Масло МС-8рк (ТУ 38.1011181-88) - рабоче-консервационное масло на базе масла МС-8п с добавлением ингибитора коррозии. Предназначено для смазывания и консервации авиационных двигателей. Равноценно маслу МС-8п по эксплуатационным показателям и значительно превосходит по консервационным характеристикам. При консервации маслосистем авиационных двигателей срок защиты составляет: для масла МК-8 - 3 мес., для масла МС-8п - 1 год, для масла МС-8рк - 4-8 лет.
Масла МК-8, МК-8п (ГОСТ 6457-66) - масла на нефтяной основе, производились из бакинских нефтей. Области их применения аналогичны областям применения масел МС-8п и МС-8рк. В настоящее время не производятся.
Характеристики минеральных масел для турбореактивных двигателей
Показа- |
МС-8п | МС-8рк | MK-8п | МК-8 |
Кинематическая | 8,0 | 8,3 | ||
-40 °С, не более | 4000 | 5000 | 6500 | 6500 |
Температура,°С: | 145 | 145 | 135 | 140 |
застывания, не выше | -55 | -55 | -55 | -55 |
Кислотное
число, | 0,05 | 0,15 | 0,04 | 0,04 |
Содержание | Отсутствие | |||
Термоокислительная |
50(150) | 50(150) | 10(175) | 10(120) |
Показатели
после | 10,0 | 11,0 | - | - |
-40 °С |
5500 | 6750 | - | - |
кислотное
число, | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,25 |
массовая доля
| 0,15 | 0,15 | 0,10 | 0,10 |
коррозия |
Отсутствие | - | ||
медь М1 и М2 | ± 0,2 | ± 0,2 | - | - |
алюминиевый | Отсутствие | - | - | |
Плотность при | 875 | 900 | 885 | 885 |
Трибологические | 490 | 490 | - | - |
показатель износа | 0,55 | 0,55 | - | - |
Синтетические масла
Масло ИПМ-10 (ТУ 38.101299-90) - синтетическое углеводородное с комплексом высокоэффективных присадок. Работоспособно в интервале температур от -50 до +200 °С. Применяют в теплонапряженных газотурбинных двигателях военной и гражданской авиации с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С, а также в авиационных турбохолодильниках в качестве унифицированного сорта масла и в других агрегатах, в частности, в газоперекачивающих агрегатах с приводом от авиационного двигателя. Можно использовать для недлительной консервации.
Масло ВНИИНП-50-1-4ф (ГОСТ 13076-86) - синтетическое диэфирное с присадками, повышающими противоизносные свойства и термоокислительную стабильность. Применяют в двигателях с температурой масла на выходе до 175 °С и в турбохолодильниках.
Масло ВНИИНП-50-1-4у (ТУ 38.401-58-12-91) - синтетическое диэфирное, содержащее эффективную композицию антиокислительных присадок, позволяющих применять масло при температуре от -60 до 200 °С с перегревом до 225 °С. Допущено к применению во всех авиационных ГТД. Может заменить масло ВНИИНП-50-1-4ф. Совместимо с маслом ВНИИНП-50-1-4ф во всех соотношениях, не требуется замена резин и конструкционных материалов. Используют как одно из основных в военной технике (например, МиГ-29). Рекомендуется для перспективной техники.
Характеристики синтетических масел для газотурбинных двигателей
Показа- | ИПМ-10 | ВНИИНП-50-1-4ф |
ВНИИНП-50-1-4у |
ПТС-225 |
Внешний вид | Прозрачная желтая жидкость | - | Светлая прозрачная жидкость |
Однородная
прозрачная жидкость от желтого до
коричневого цвета с флюорес- |
Кинематическая | 3,0 | 3,2 | 3,2 | 1,25(200°С) |
-30 °С, не более | - | - | - | - |
-40 °С, не более | 2000 | 2000 | 2700 | 6500 |
-54 °С, не более | - | 11000 | 8500(50°С) | - |
Температура,°С: | 190 | 204 | 204 | 235 |
застывания, не выше | -50 | -60 | -60 | -60 |
Кислотное
число, | <=0,05 | <=0,20 | <=0,25 | <=0,20 |
Содержание:
|
Отсутствие | |||
воды | Отсутствие | |||
Термоокислительная |
50(200), (воздух 3 дм3/ч) | 50(175), (воздух 10 дм3/ч) | 50(200), (воздух 10 дм3/ч) | 50(225), (воздух 10 дм3/ч) |
Показатели после | 4,5 | - | 3,7 | 6,9 |
-40 °С |
5000 | 3500 | - | 30000 |
изменение
вязкости |
- | 7,0 | - | - |
кислотное число, | <=8,0 | <=0,4 | <=4,5 | <=3,08 |
массовая доля
| 0,35 | 0,30 | 0,15 | 0,15 |
коррозия | Отсутствие | ± 1,0 | Не норми- |
|
медь М1 и М2 | ± 0,2 |
± 1,5 | ± 4,0 | Не норми- |
алюминиевый | Отсутствие | ± 2,0 | ± 1,0 | Не норми- |
Коксуемость, %, не более | - | - | - | - |
Плотность при
| >=820 | <=926 | <=928 | 1000 |
Трибологические | 710 | 840 | 735 | 900 |
показатель износа | 0,35 | 0,4 | 0,45 | 0,50 |
Масло Б-ЗВ (ТУ 38.101295-85) - синтетическое на основе сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок. Применяют в газотурбинных двигателях, редукторах вертолетов и другой технике с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С. Обладает высокими смазывающими свойствами. Недостаток: выпадение в осадок противозадирной присадки при низкой температуре эксплуатации в результате окисления с последующим растворением осадка в масле при 70-90 °С.
Масло 36/1-КУА (ТУ 38.101384-78) - синтетическое на основе сложных эфиров с комплексом присадок; обладает высокими противозадирными свойствами. Используют в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя 200 °С. В настоящее время не вырабатывается.
Масло ЛЗ-240 (ТУ 301-04-010-92) - синтетическое на основе сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок. Рекомендуется для использования в тех же двигателях, в которых применяется масло Б-ЗВ.
Масло ПТС-225 (ТУ 38.401-58-1-90) - синтетическое высоко-стабильное на основе сложных эфиров пентаэритрита и синтетических жирных кислот С5-С9. Работоспособно в интервале температур от -60 до +225 °С. Рекомендовано к применению в теплонапряженной авиационной технике, а также в качестве унифицированного масла для отработки новых теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей (ТРД, ТВД, ТВВД, турбовальных двигателей и редукторов вертолетов). Масло обладает улучшенными вязкостно-температурными свойствами и высокой термоокислительной стабильностью. Рекомендуется для перспективной авиатехники, а также взамен товарных нефтяных и синтетических авиамасел. По своим физико-химическим и эксплуатационным свойствам наиболее (по сравнению с другими маслами) соответствует американской спецификации MIL-L-23699F.
Масло ВТ-301 (ТУ 38.101657-85) - синтетическое на основе кремнийорганической жидкости с присадкой. Характеризуется максимальной (по сравнению с другими маслами) термоокислительной стабильностью, низкой летучестью, хорошими низкотемпературными свойствами. Можно использовать в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя до 250-280 °С.
Характеристики синтетических масел для газотурбинных двигателей
Показа- | Б-ЗВ | 36/1-КУА | ЛЗ-240 | ВТ-301* |
Внешний вид | Прозрачная жидкость от светло-желтого до коричневого цвета | Однородная прозрачная жидкость без посторонних частиц и волокон |
Прозрачная жидкость от светло-коричневого до красно-коричневого цвета | Однородная подвижная прозрачная жидкость от темно-желтого до темно-коричневого цвета |
Кинематическая | 5,0 | 3,5 | 4,8 | 8,5 |
-30 °С, не более | 3500 | - | - | - |
-40 °С, не более | 12500 | 3600 | 12500 | 800 |
-54 °С, не более | - | - | - | 2500 |
Температура,°С: | 235 | 195 | 235 | 260 |
застывания, не выше | -60 | -60 | -58 | -60 |
Кислотное
число, | 4,4-5,5 | 3,2-4,0 | <=0,5 | <=0,20 |
Содержание:
|
Отсутствие | |||
воды | Следы |
Отсутствие | ||
Термоокислительная |
10(200) | 10(200) | 50(200) | 50(250) |
Показатели
после | 6,0 | 5,5 | 6,0 | 10,0 |
-40 °С |
20000 | 9000 | 20000 | - |
изменение вязкости | - | - | - | - |
кислотное число, | 0,7-2,0 | <=4,0 | <=1,5 | <=0,3 |
массовая доля
| 0,11 | 0,35 | 0,10 | 0,12 |
коррозия |
Отсутствие | ± 2,0 | ||
медь М1 и М2 | - | - | Отсутствие | ± 2,0 |
алюминиевый
| Отсутствие | ± 2,0 | ||
Коксуемость, %, не более | 0,45 | 0,40 | 0,45 | - |
Плотность при | 990-997 | 980-997 | 980-1020 | 1090-1110 |
Трибологические | 890 | 874 | 872 | - |
показатель износа | - | 0,60 | 0,50 | - |
* Массовая доля
железа - 0,017-0,025%.