Изменение экономической ситуации в стране повлекло за собой новые покупательские настроения. Теперь главным фактором для покупателя стала цена продукта, а не его качество.
Исследование Global Consumer Pulse еще в 2014 году показало, что Россияне не являются постоянными клиентами и могут с легкостью выбирать то или иной магазин для ежедневных покупок. Поэтому попытки крупных компаний по созданию магазинов-дискаунтеров в России до недавнего времени не были успешными.
К 2015 году по данным «Потребительского индекса Иванова» ежедневные расходы на еду превысили 60%, а 75% опрошенных сказали, что главным при выборе продукта для них является цена. Кроме того, 28% населения заявило о том, что в последнее время приходится тратить отложенные сбережения на ежедневные покупки, в том числе и на продукты питания.
Кроме того, для того, чтобы совершить много выгодных покупок люди теперь готовы тратить больше времени на процесс приобретения товаров, а именно обходить несколько крупных магазинов в поисках лучших цен и акций.
Нигматуллин Тимур (аналитик, ИХ «ФИНАМ»)При прочих равных, выгоду от ценовой конкуренции могут получить магазины с низкой наценкой (специализированные дискаунтеры, крупные сети, имеющие выгодную переговорную позицию с поставщиками и т.п.). Тем не менее, так или иначе рост трафика будет нивелирован падением среднего чека.
Яркина Калина (Основатель, Международный консалтинг-центр маркетинга персон и управления репутацией в сети)Я бы не утверждала так однозначно, что только цена стала определяющим фактором для потребителей. Точнее даже так: не для всех потребителей имеет значение, в первую очередь, цена.
Те, кто привык покупатьполучать качество, тот так и продолжит ориентироваться на качество: продукта, сервиса, услуги.
Безусловно отношение к цене товарауслуги поменялось. Потребители более избирательно подходят к выбору и желания переплачивать, при наличие прочих равных условий, уже нет.
Играть с ценой или на цене можно, но двигаться вниз долго не придется. Все "замрут" на какой-то минимально-допустимой позиции и всё, дальше снова включаются другие механизмы.
Например, цена на продукт указана ниже, чем обычно, а при детальном рассмотрении на упаковке видим, что это цена уже не за 900 грамм (как обычно), а за 750.
Это уже наблюдается сейчас. И потребитель это видит. Нравится ли ему осознание того, что он всё равно переплачивает, только теперь еще недодают, да и в качестве может быть проседание?
Всё большим спросом пользуются товары в "фермерских лавках" и с позиционированием "ЭКО". И эта продукция не всегда сильно дешевая, тем не менее, в таких точках продаж покупатели всегда есть и они активны.
Егорушкин Сергей (руководитель направления B2C, DPD в России)Выгоду от кризиса смогут получить владельцы не только крупных интернет-магазинов, но и мелких. Секрет успеха кроется в категорийном менеджменте, которого в отечественном e-commerce почти нет. Мало кто из владельцев интернет-магазинов задумывается, что на самом деле хотят покупать его посетители. Поэтому чаще всего предлагают то, что выгодно продавать самим владельцам или что уже есть на складе поставщика. Покупатели уходят из интернет-магазинов ровно по той же причине, что и пришли, – из-за ассортимента. Логика потребления действительно изменилась, сейчас ключевым параметром стала рациональность. Предложение должно не только быть выгодным, но и решать конкретную задачу с достаточным качеством. Именно с достаточным. Поэтому активно начали продаваться бренды второго эшелона, которые раньше покупали в виде исключения. Сейчас в большинстве сегментов это локомотивы продаж. Находить такие предложения – и есть залог успеха в кризис для интернет-магазина любого масштаба.