Европейским НПЗ достанется меньше российской нефти
Нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в Европе, получат для переработки меньшие по сравнению с прошлым 2017 годом объемы нефти из России.
Калачёв Алексей (аналитик, "Финам")Честно говоря, я не вполне уверен в достоверности и правильной интерпретации этой информации. Поясню, почему. В сообщениях информационных агентств, распространивших новость, сообщается, что «за первые пять месяцев этого года через основные порты в Балтийском и Черном морях Россия поставит на 19 процентов меньше сырья, чем за тот же период в 2017 году». То есть, первые пять месяцев этого года сравниваются с первыми пятью месяцами прошлого? Но, позвольте, пятым месяцем является май, и он только что начался. Если же сравнивать период с начала этого года (4 месяца) с пятью месяцами прошлого, то падение в пределах 20% выгляди естественным, не правда ли?
Теперь давайте сопоставим это с доступной статистической информацией. В 2017 году грузооборот морских портов РФ увеличился на 9,0% по сравнению с 2016 годом и составил 786,97 млн т. В том числе объем перевалки наливных грузов увеличился до 414,0 млн т (+7,2%), в том числе сырой нефти – до 253,2 млн т (+11,1%). Посмотрим на порты европейского и азиатского направления.
В Европу. В портах Балтийского бассейна объём перевалки грузов увеличился на 4,6% до 247,5 млн т, из них объем наливных грузов снизился на 3% до 142,4 млн т. Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна увеличился на 10,4% до 269,5 млн т, в том числе перевалка наливных грузов выросла на 8,9% до 151,1 млн т. Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 74,2 млн т (+49,1%). Объем перевалки наливных грузов увеличился до 45,0 млн т (+94,5%).
В Азию. В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 191,7 млн т (+3,3%), их них наливных грузов – 74,3 млн т (-0,3%).
Данные за апрель Минтранс опубликует только в середине мая, а за 1 квартал 2018 года грузооборот морских портов России вырос на 3,4% - до 189,61 млн т. При этом объем перевалки наливных грузов составил 101,48млн тонн (-1,6%). Перевалка наливных грузов по сравнению с 1 кварталом прошлого года изменилась: в портах Балтийского бассейна снизилась на 12% до 33,68 млн т; Азово-Черноморского бассейна выросла на 3,3% до 36,72 млн т; Арктического бассейна выросла на 23,6% до 12,33 млн т. Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна составил 46,31 млн тонн (+ 1,2%), из них объём перевалки наливных грузов составил 18,21 млн т (-4,2%).
В отчете «Роснефти», обеспечивающей около 40% российской нефтедобычи, динамика экспорта сырой нефти в 2017 году также не показывала снижения: экспорт нефти в европейские страны в натуральных показателях вырос год к году на 3%, а Азию – на 10,7%. В денежном выражении (пот выручке) экспорт в Европу вырос на 17,4%, в Азию – на 12,5%. Данных за первый квартал 2018 года пока нет.
Таким образом, мы пока не можем найти подтверждения тенденции на снижение поставок нефти из России на европейские НПЗ. Опять же, нераскрытой осталась тема контрактных отношений: договоры поставки нефти на НПЗ обычно носят долгосрочный характер. О пересмотре или прекращении обязательств поставщиками не сообщалось.