Тонна АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 27 июня подорожала до 42,3 тыс. руб. (+0,36%).
Подорожание произошло на фоне отсутствия каких-либо предпосылок для роста цен.
Калачев Алексей (Аналитик, ГК "ФИНАМ")Действительно, биржевые цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросли за первое полугодие текущего года, если взять для примера бензин марки АИ-92, на 33,4% - с 31 711 рублей за тонну 25 декабря 2015 года до 42 313 рублей за тонну 27 июня 2016 года, или, в пересчете на литры – с 23,625 рублей до 31,523 рублей за литр топлива. И, хотя биржевые котировки скорее являются индикативными значениями, далеко не всегда совпадая со средними оптовыми ценами реального рынка, они в целом верно демонстрируют направление. Главными факторами роста цен на бензин являются цены на сырье и рост акцизов.
В розничной цене бензина около 40% составляет стоимость сырья (с учетом вычтенных побочных доходов от сопутствующих продуктов). Как мы помним, с декабря 2015 по июню 2016 года цены на нефть выросли ровно на треть (с 36 до 48 долларов за баррель). Но с учетом снижения за это время курса доллара на 7,14% (70 до 65 рублей) рублевые цены на сырье изменились менее значительно. Но все же выросли и они - с 2,5 до 3,1 тысячи рублей за баррель или на 24%. И это не могло не отразиться на отпускных ценах производителей топлива.
Давайте прибавим к этому то, что правительство уже дважды в этом году (с 1 января и с 1 июня) повышало акцизы на моторное топливо. На текущий момент акциз равняется 10 130 рублей на тонну бензина, что уже составляет почти четверть его цены.
Таким образом вызывает удивление не факт роста отпускных цен производителей, а скорее недостаточный рост розничных цен на заправках. Средняя розничная цена бензина марки АИ-92, по данным Росстата, выросла с 33,95 рублей за литр 28 декабря 2015 года до 35,70 рубля за литр 19 июня (более поздних оценок не опубликовано). Средний рост розничных цен составил всего 5,15% (ну, пусть 6%, с учетом последнего повышения).
Очевидно, что вертикально интегрированные нефтяные компании, имеющие своих производителей топлива, под давлением конкуренции и снижения покупательской способности, сдерживают рост розничных цен, перераспределяя издержки внутри корпораций. Но также очевидно, что их возможности на исходе, и сжатая пружина розничных цен может распрямиться в любой момент.
Андриевский Иван Анатольевич (Первый Вице-президент, Российский союз инженеров)С первого апреля, когда выросли акцизы на бензин, тонна топлива на оптовом рынке подорожала примерно на 3 тыс. рублей. Акцизы при этом выросли на 2 600 рублей. Если нынешний пик связан с ростом акцизов, то можно предположить, что стоимость топлива, в соответствии с рыночными тенденциями, немного откатится назад. Фундаментальных факторов для дальнейшего роста нет – объемы производства растут, дефицита топлива не наблюдается. К тому же за рынком очень внимательно следит ФАС и безосновательного повышения цен рынок постарается не допустить.