Переход на электромобили вызовет рост потребления угля в мире
Например, с распространением электромобилей вырастет потребность в угле для электростанций, говорится в совместном исследовании крупнейшего в России производителя энергетического угля СУЭК и McKinsey.
Горячев Александр (аналитик, FreshForex)Такой сценарий вполне реализуем, поскольку уголь являются дешевым источником энергии. Уголь будут использовать в Азии, а в Европе, на мой взгляд, не будет наблюдаться увеличение спроса на уголь, поскольку там приняты жесткие экологические программы.
Андриевский Иван Анатольевич (Первый Вице-президент, Российский союз инженеров)Ситуация не столь однозначна. Электромобилям нужна электроэнергия и можно было бы подумать, что объем генерации вырастет и за счет угля, на который сейчас приходится 40 % всей произведенный электроэнергии, что очень много. То есть пропорционально вырастут объемы всех видов генераций, а угольной, быть может, даже больше. Но эта точка зрения всё же сомнительна, поскольку мир активно переходит на ВИЭ и общий курс на экологичность тормозит рост угольной генерации. Показательный пример это Китай, который активно занялся переделкой своих ТЭС в АЭС. А он крупнейший производитель электроэнергии.
Балдин Вадим Борисович (Директор, Авиакомпания Геликс / Gelix Airlines)Как правило, когда речь заходит об электромобилях, на ум приходит известная американская корпорация, которая, кроме автомобилей, производит ракеты и солнечные батареи.
Таким образом, корпорация закрывают полных цикл потребления в виде относительно чистого получения электроэнергии, за счет выпуска солнечных батарей, и расходования электроэнергии за счет выпуска электромобилей.
Но не только этот производитель определяет правила игры на мировом рынке автомобилей на электрической тяге. Есть европейские производители, есть производители из Китая.
Именно на китайских производителях стоит остановиться подробнее.
В этому году с января по октябрь продажи электромобилей и гибридов выросли на 91% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на то что в настоящее время доля электромобилей в продажах составляет порядка 3%, прогноз на конец года - 4,2%. На 2020 год правительство Китая поставило цель продавать два миллиона электромобилей и гибридов. К 2025 году — семь миллионов электромобилей — что будет примерно соответствовать 20% доле в продажах.
Понятно, что всем этим электромобилям нужно будет иметь возможность зарядки аккумуляторов. С учетом роста промышленного производства значительно увеличиться и потребности в электроэнергии.
Понятно, что покрываться весь этот рост потребностей будет самых простым и понятным способом — за счет теплоэлектростанций, работающих на угле.
В отличие от европейских и североамериканских компаний, где «управление выбросами парниковых газов», «корпоративная социальная ответственность» и «экономика возобновляемой энергии» не пустой звук, а конкретные KPIs в стратегиях, многие восточные компании смотрят на это гораздо проще.
Следовательно, будет рост спроса на дешевый уголь, а за ростом потребления угля — увеличение парниковый эффект.
Калачёв Алексей (аналитик, "Финам")Для такого вывода есть как минимум два объективных основания. Во-первых, основное время зарядки электромобилей приходится на ночь, когда солнечная генерация не работает, и значит больше нагрузки будет приходиться на традиционную энергетику, включая угольную. И, во-вторых, тут важен региональный аспект. Европа сокращает долю угольной генерации. Но в Азии и, в частности в Китае, сектор угольной генерации продолжает расти. А между тем, Китай является еще и самым большим и к тому же самым быстрорастущим рынком электромобилей, что в совокупности может дать основную часть эффекта роста потребления угля по мере перехода на электротранспорт. То есть тут рост использования угля для производства дополнительной электроэнергии будет происходить быстрее, чем оно будет сокращаться в других частях света. Соответственно, общие мировые значения могут увеличиваться. При условии, конечно, что Китай не будет пересматривать свою энергетическую стратегию, чего тоже нельзя исключить.