Первый зампред Центробанка Ксения Юдаева объяснила рост цен на бензин ситуацией на мировом рынке.
В первую очередь речь идет о повышении акцизов и международных цен на топливо.
Калачёв Алексей (аналитик, "Финам")При прочих обстоятельствах и отсутствии дефицита на рынке топлива, пожалуй, именно акцизы были главным фактором роста цен на бензин. В прошлом году они составляли уже около 20% в розничной цене, и каждое следующее повышение их может добавлять от 20 до 80 копеек к стоимости литра бензина. Но сейчас акцизы уходят на второй план среди факторов подорожания топлива. На первое место вышла уникальная ситуация на нефтяном и валютном рынках.
Дело в том, что около 80% себестоимости бензина приходится на сырье. В относительно нормальной ситуации рост мировых цен на нефть компенсируется ростом курса рубля относительно доллара, а падение ценовых котировок – снижением курса рубля. В результате чего условный баррель нефти для сравнения с внутренним рынком стоил в среднем от 2400 до 3200 рублей. Таким образом фактор мировых цен на нефть не сильно влиял на внутреннюю ценовую ситуацию. Но в этот раз ситуация развивается иначе: цена на нефть перешагнула отметку в 75долларов за баррель, а доллар вместо того, чтобы подешеветь, подорожал почти на 10%. В результате, стоимость нефти в рублях составила беспрецедентные 4700 за баррель, т.е. в полтора раза выше чем обычно.
Такое положение заставляет производителей бензина гнать цену вверх. Себестоимость производства бензина растет, а внутренние цена подтягиваются к ценам экспорта, иначе большая часть сырья и продуктов его переработки просто уйдут на экспорт. А за ценами производителей подтягиваются и цены на заправках.