Банковская система России оказалась не готова к новой редакции Налогового кодекса, которая позволяет уплачивать налоги за налогоплательщика третьим лицам.
Об этом пишет «Коммерсантъ».
Савин Денис (старший юрист, BGP Litigation)До 30 ноября 2016 года налоговое законодательство не предусматривало возможности уплаты налога за счет третьих лиц: налогоплательщик обязан был уплатить налог самостоятельно за счет собственных средств (п. 1 ст. 45 НК РФ). «Самостоятельно» в этом контексте – перечисление налога с расчетного счета налогоплательщика. Аналогичную позицию занимал Конституционный Суд РФ (в Определении от 22.01.2004 № 41-О КС РФ указал, что п. 1 ст. 45 НК РФ «не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя», но отметил при этом, что «платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств»).
С 30 ноября 2016 г. статья 45 НК РФ претерпела изменения, и налоги за налогоплательщика может перечислять любое лицо со своего счета (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Это позволяет:
- организациям перечислять налоги со своего счета за другие организации;
- директорам погашать налоговые обязательства организации за счет своих средств, что может быть актуально при блокировке всех счетов юридических лиц.
Кроме того, таким образом решен вопрос исполнения за налогоплательщика налоговой обязанности контролирующим его лицом, привлечённым к субсидиарной ответственности или возместившим вред, причинённый преступлением или умышленным противоправным деянием. Дополнена статья 45 НК РФ также подпунктом 7 о том, что обязанность по уплате налога будет считаться исполненной со дня предъявления в банк поручения на перечисление со счета налогоплательщика или со счета иного лица в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, за совершение которых статьями 198–199.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Примечательно, что лицо, которое платит налог за организацию, не вправе потребовать возврата из бюджета налога, уплаченного за налогоплательщика.
С 2017 года аналогичное новшество начало действовать и для страховых взносов.
Но не все так просто. Ведь для того чтобы заплатить налог за организацию, необходимо направить платежное поручение в банк. Напомним, что платежное поручение – это поручение банку на перечисление денежных средств по указанным в нем реквизитам (п. 5.1 гл. 5 «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П)). Форма платежного поручения и порядок его заполнения предусмотрены указанным Положением.
В платежном поручении на уплату налога нужно указать его номер и дату составления (число, месяц, год).
Особенности оформления организациями и ИП платежных поручений на перечисление налоговых платежей в части указания информации о плательщике, получателе и самом платеже установлены Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
Так, при заполнении поля 8 «Плательщик» указывается информация о плательщике – клиенте банка (владельце счета), составившем распоряжение о переводе денежных средств.
В платежном поручении третье лицо должно указать информацию о себе как о плательщике. Сведения о плательщике указываются в полях 8 «Плательщик», 60 «ИНН» и 102 «КПП». А уже в поле 24 «Назначение платежа» потребуется указать, в пользу какой организации, ИП или физического лица осуществляется платеж.
В поле 101 «Статус плательщика» указывается статус того лица, за кого уплачивается налог. В частности, 01 – для юрлиц, 09 – для ИП и 13 – для физлиц.
Интересно, что еще до принятия 401-ФЗ Минфин России разработал проект приказа, вводящего среди прочего три новых статуса налогоплательщика, которые предполагалось указывать в поле 101 платежного поручения при исполнении чужих налоговых обязанностей: «28» – законный или уполномоченный представитель налогоплательщика; «29» – иные юрлица; «30» – иные физлица.
В настоящее время указанные нормативные акты по оформлению платежных поручений (107н Минфина и 383-П Центробанка) еще не приведены в соответствие с поправками к Налоговому кодексу РФ. Поэтому в случае неправильного заполнения сейчас такие платежи могут зависнуть как невыясненные.
После этого банки предоставят клиентам возможность уплаты налогов за третьих лиц.
Сустин Иван (адвокат, управляющий партнер, BSG)Федеральным законом №401 ФЗ от 30.11.2016 г. статья 45 Налогового кодекса РФ дополнена положением, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
Ранее уплата налога за третье лицо законодателем не допускалась.
В качестве примера. Один из родственников теперь сможет оплачивать налог на имущество, земельный налог или транспортный налог за всех членов своей семьи. Учредитель организации получил возможность осуществить налоговые платежи за свою компанию. Это действительно удобно, а в некоторых случаях, из своей практики, это единственная возможность осуществить налоговый платеж.
Указанная правовая норма, безусловно, облегчила жизнь налогоплательщику, но усложнила администрирование налоговых платежей, в частности их проведение и учет.
Банки увидели возможную проблему в ситуации, когда одна организация будет производить налоговые платежи за другую. Как заполнять платежные требования?! Какие требовать документы от плательщика в качестве обоснования оплаты им налога за другое юридическое лицо?! Трудности есть и у налоговиков. Так как все платежи в инспекциях обрабатываются электронным способом, потребуется существенная доработка программного обеспечения в целях правильной обработки такого платежа и учет его за конкретным налогоплательщиком.
Смирнова Надежда (бухгалтер-эксперт, Балтийский меридиан)Федеральный закон N 401-ФЗ от 30.11.2016 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" затронул так же и статью 45 НК РФ. Согласно изменений уплата налогов, пеней, штрафов может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
Таким образом, с 01.01.2017 года любой налог, кроме страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, можно будет уплатить за третье лицо.
Это часто бывает необходимо, если на счете организации или физического лица не хватает денег для уплаты налогов, или когда физические лица готовы оплатить налоги за других физических лиц, муж за жену, дети за своих родителей…и.т.д.
Ранее третьи лица были не вправе уплачивать налоги и сборы не за себя.
Закон лишал бюджеты ожидаемых поступлений от налогоплательщиков, из за чего увеличивалась финансовая нагрузка налогоплательщика, росли штрафы и пени.
Данные изменения уменьшат объемы задолженности по налоговым выплатам и сократят сроки пополнения бюджета.
На ряду с положительными моментами изменений 45 статьи НК, есть и отрицательные.
Необходимо очень внимательно и правильно заполнять платежное поручение. Третьи лица должны заполнять его в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н и 383-П Центробанка, указав информацию и о себе, и о плательщике. При неправильном заполнение платежного поручения, платежи «зависнут» в банках и не дойдут до налоговых инспекций или зачисляться ошибочно.
Также хочется отметить, что третьему лицу не вернут переплату налогов и сверка с ИФНС усложниться.
Может возникнуть ряд вопросов касательно данных изменений. Будут ли внесены изменения в Приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н по заполнению платежных поручений? Можно ли будет учесть при УСНО такие платежи в расходах при расчете налога? И многие другие вопросы, ответы на которые не дает нам ни кодекс, ни федеральные законы РФ.
Леоненкова Екатерина (руководитель налоговой практики, Яковлев и Партнеры)Действительно, в НК РФ внесены изменения, которые допускают уплату налога иным лицом, не налогоплательщиком. При этом иное лицо не имеет право требовать возврата из бюджета сумм уплаченных налогов. Иное лицом может заплатить за налогоплательщика сборы, пени и штрафы. Ранее данная норма отсутствовала, было указано, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Уплата налога иным лицом за налогоплательщика актуальна, прежде всего, в случае отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика. Например, когда есть существенные доначисления по результатам выездных или камеральных налоговых проверок. В конце декабря ФНС РФ на сайте разместило информацию как оформлять платежные поручения в случае уплаты налога иным лицом. В силу НК РФ обязанность по уплате налогов считается исполненной момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) при наличии на счете необходимого остатка. Соответственно, банк обязан принять к исполнению данное поручение и исполнить его в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. Нарушение банком данного срок влечет привлечение к ответственности в виде штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки Соответственно, в случае соблюдения налогоплательщиками порядка направления в банк поручения об уплате налога иным лицом за данного налогоплательщика, ответственность в случае неисполнения данного поручения ожидает банк. При наличии возможности уплаты налога иным лицом (норма, прямого действия) – это, прежде всего, риски и проблемы банков.
Садиков Бронислав (юрист, Яковлев и Партнеры)Во избежание ситуации неверного оформления платежа и проблем с зачислением налога свое мнение представила ФНС в Информации (имеется в СПС «КонсультантПлюс»).
Так, в информации указано, что в целях обеспечения правильного учета платежей, перечисленных иным лицом, разработаны Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, общий смысл которых сводится к тому, что при уплате налога иным лицом в полях реквизитов (ИНН, КПП) необходимо указывать реквизиты лица, чья обязанность по уплате налога исполняется, т.е. налогоплательщика, а в поле назначение платежа указывается ИНН и КПП (для физических лиц только ИНН) лица, осуществляющего платеж, и наименование (ФИО) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//". Данные реквизиты указываются в первых позициях по отношению к иной дополнительной информации, указываемой в поле «Назначение платежа».
Таким образом, Банки и плательщики, исполняющие обязанность по уплате налога за других лиц, в настоящее время могут руководствоваться данными правилами.
Вместе с тем, приведенные в информации правила не являются нормативным правовым актом, и, по-видимому, следует ждать внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения.
По вопросу актуальности данного вопроса, следует отметить, что зачастую возникает необходимость оперативной уплаты государственной пошлины за заявителя за совершение какого-либо юридического действия.
При этом, при подаче документов для совершения юридически значимого действия к государственной пошлине ранее требовалось прикладывать доказательства того, что денежные средства, перечисленные в счет уплаты государственной пошлины, принадлежали именно заявителю, а не лицу, совершившему действие по уплате пошлины (например, расходный кассовый ордер). Представляется, что с введением возможности уплаты налога иным лицом, приложение соответствующих документов более не потребуется.