Подготовленный Минфином законопроект о повышении акцизных ставок на бензин и дизельное топливо был одобрен Комиссией правительства России по законопроектной деятельности. В проекте предлагается повысить ставки на прямогонный бензин, чтобы исключить возможность продажи дизельного топлива под видом средних дистиллянтов, такая схема часто применялась для уклонения от уплаты налогов. В свою очередь, акцизные ставки на средние дистиллянты будут установлены равными размеру ставок на дизельное топливо.
Этот законопроект уже подготовлен и в ближайшее время будет рассмотрен на заседании правительства. Если он вступит в силу, то акцизная ставка на автомобильный бензин увеличится с 1 апреля с 10 500 за 1 тонну до 13 100 рублей за 1 тонну. На бензин 5-го класса (прямогонный) с 7530 рублей за тонну до 10 130 тыс. рублей за тонну. Ставка акциза на дизельное топливо увеличится с 4150 рублей до 5293 рублей за 1 т.
О решении Минфин поднять второй раз за текущий год акцизы на топливо. Тогда сообщалось, что компании, занимающиеся нефтепереработкой, выступают против такого решения, так как, по их мнению, это повлияет на цены на АЗС, соответственно уменьшится приток потребителей, а значит и налоговых поступлений в бюджет будет меньше.
Ознакомимся с мнением экспертов, для того, чтобы понять, насколько сильно и каким образом данный законопроект повлияет на конечную розничную цену бензина на заправках.
Андриевский Иван Анатольевич (Первый Вице-президент, Российский союз инженеров)Ситуация простая – все подорожание войдет в конечную стоимость топлива, поскольку снижать маржу ни АЗС ни оптовики точно не будут. Тонна АИ-95 – это около 1333 литров бензина. После увеличения акциза литр подорожает примерно на 1,95-2 рубля. АИ-92 подорожает на 1,9 рубля. Стоимость дизельного топлива увеличится в пределах одного рубля. Как минимум к такому подорожанию стоит подготовиться автомобилистам.
Рост цен на АЗС начнется с середины апреля. Как раз к началу посевного сезона и повышению спроса. Поэтому не исключено, что рынок будет отыгрывать и этот фактор, что может привести к еще большему увеличению стоимости бензина.
Горячев Александр (аналитик, FreshForex)Такой меры от Минфина можно было ожидать, поскольку государство, начиная с четвертого квартала 2015 года, стало меньше получать доходов от экспорта нефти. Бюджет при этом нужно пополнять, и решили увеличивать налоги. В этой связи можно ожидать увеличение стоимости бензина для потребителей. Игроки рынка будут перекладывать дополнительные издержки на своих клиентов, поскольку на этом рынке господствует олигополия. Конечно, ФАС будет тщательно анализировать ценообразование на рынке, однако эти меры не смогут привести к значительным изменениям.
Калачев Алексей (Аналитик, ГК "ФИНАМ")Минфин предлагает с 1 апреля увеличение акциза на бензин пятого класса с 7,53 тыс. до 10,13 тыс. руб. за 1 т, на дизтопливо — с 4,15 тыс. до 5,29 тыс. руб. за 1 т, на бензин ниже пятого класса — с 10,5 тыс. до 13,1 тыс. руб.
Как это отразится на ценах, несложно подсчитать. Увеличение акциза на килограмм топлива получается в размере 2,6 рубля для бензина (и пятого класса, и ниже пятого класса) и 1,14 рубля для дизельного топлива. Литр бензина весит приблизительно 0,71 кг. Соответственно, один килограмм бензина равен по объему 1,41 литра. В результате получается, что цена литра бензина вырастет с учетом нового акциза на 3,66 рубля, т.е. в среднем рост составит около 10% в зависимости от марки бензина и текущей цены.
Для дизельного топлива соотношение немного другое: плотность летнего дизельного топлива составляет 860 кг/м3, зимнего – 840 кг/м3. Если возьмем среднюю величину за 850, то рост цены составит в среднем 1,34 рубля за литр.
Не факт, что в среднесрочной перспективе топливо действительно подорожает. Теоретически, в конкурентной борьбе производители могу снизить отпускные цены с учетом сильно подешевевшего сырья (почему-то пока этого не происходит, правда). Но и в новой цене все равно будет учтено увеличение акциза.
Основная задача Минфина – обеспечить наполнение бюджета в условиях кризиса, что, к сожалению, противоречит интересам субъектов экономики. Подорожание топлива вызовет рост издержек перевозчиков, что-либо увеличит их убытки, либо заставит повышать тарифы, и в конце концов внесет вклад в рост цен для конечных потребителей товаров и услуг. С учетом снижения реальных доходов и покупательской способности населения это ударит по экономике со стороны снижения потребительского спроса, и усилит ее замедление.
Для стимулирования экономики в условиях кризиса требуется прямо противоположное: снижение налогов, акцизов, пошлин и тарифов, снятие лишних барьеров и ограничений.
Решая задачу наполнения бюджета здесь и сейчас, Минфин, по сути, способствует снижению его будущих доходов.
Полапа Наталья (Руководитель, Консалтинговый центр)Причина поднятия акцизов на топливо понятна – пополнение бюджета в сложных экономических условиях. Как известно, акциз налог косвенный, и в конечном итоге, плательщиком данного налога является конечный потребитель. Увеличение расходов производители будут вынуждены компенсировать за счет роста стоимости и в опте, и в рознице. Кроме того, рост стоимости топлива, скорей всего,приведет к росту не только розничных цен на бензин, но и удорожанию стоимости перевозок, и как следствие росту стоимости товаров и услуг. Сегодня сложно прогнозировать насколько можно будет сдержать рост цен административными мерами.