Несколько последних лет Россия направляла в Белоруссию нефть по внутренней цене, она же в свою очередь – нефтепродукты. Такой маневр является частью договора между странами, входящими в Евразийский экономический союз. Объем поставок оговаривается каждый год, так согласно плана в 2015 году объемы должны были составить соответственно 23 млн и 1,8 млн.
Однако Минск изменил свои планы в связи с девальвацией русского рубля. Стоимость нефтепродуктов в России сократилась и стала ниже экспортируемого паритета (цена на экспорт минус расходы на транспорт и пошлина). Это связано с тем, что РФ не допускает быстрого роста цен на внутреннем рынке.
Полховский Валерий (старший аналитик, ГК FOREX CLUB)Одной из основных причин, того, что Россия полагалась на поставки топлива из Беларуси, является возможность белорусских НПЗ производить бензины высоких стандартов качества, вплоть до евро-5. Тем не менее, российские нефтеперерабатывающие заводы в последние несколько лет достаточно активно проходили модернизацию, и в качественном топливе дефицита в Российской Федерации сейчас нет. Полагаю, что отсутствие поставок из Беларуси не повлияет существенно на спрос и предложение рынке, а также на динамику цен. Это, кстати, и подтвердил вице-премьер Дворкович 16 марта на встрече с журналистами.
Что касается возможного сокращения беспошлинных поставок нефти, то в текущей политической и экономической ситуации до этого вряд ли дойдет, так как идти на эскалацию конфликта у Российской Федерации нет важных причин. Поставки согласовывались в рамках соглашений по Евразийскому экономическому союзу, а с учетом важности вопроса для Беларуси, он снова выйдет на уровень двух президентов и будет создавать предпосылки для очередного обострения российско-белорусских отношений. Это сейчас не в чьи интересы не входит.
Доля белорусского бензина на российском рынке незначительна и уменьшение и даже прекращение поставок топлива из Белоруси никак не повлияет на его стоимость в РФ.
Вакуленко Анатолий (аналитик, ИХ «ФИНАМ»)Это практически никак не отразится на стоимости топлива в России. Во-первых, потому, что объёмы поставки из Белоруссии малы по сравнению с тем количеством топлива, который производится и потребляется в России. Так, по данным Росстата, в 2014 году в стране было произведено 38 355,7 тысяч тонн бензина автомобильного, 76 947 тысяч тонн дизельного топлива, 11 107,5 тысяч тонн авиационного керосина. На фоне таких показателей, те 1,8 млн тонн различного топлива, которое Белоруссия была должна поставить в этому году, капля в море. Во-вторых, если этих поставок не будет, российские производители быстро заместят их, и цены не вырастут. К тому же и государство ведёт постоянный мониторинг топливного рынка, и может, при необходимости, вмешаться в ситуацию.
Что касается стоимости топлива, то ждать его снижения не стоит, и оно и дальше продолжит расти в цене. Во-первых, в силу увеличения спроса на него. Во-вторых, из-за стабильно высоких, в контексте сложной ситуации на валютном рынке, инфляционных ожиданий. В-третьих, из-за сложной геополитической обстановки и введённых против России экономических санкций. Кроме того, рост цен возможен из-за изменения налоговой политики государства, роста стоимости товаров и услуг, потребляемых российскими НПЗ. Естественно, что это отразится на потребителях, которые будут вынуждены платить больше не только за сами ГСМ, но и за многие товары, ведь в основном, их доставка осуществляется автотранспортом, одним из основных потребителей бензина и дизельного топлива. Маловероятно, что государство директивными методами сможет затормозить рост цен, потому что это, во-первых, нарушает законодательство. Во-вторых, это вряд ли осуществимо технически. В-третьих, это может привести к резкому снижению поступлению в бюджеты всех уровней от нефтегазовой отрасли. И, наконец, это может привести к дефициту топлива в стране, в чём вряд ли заинтересованы власти.