Российские нефтекомпании и независимые НПЗ снизили цены на топливо
Накануне премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил о возможности введения заградительных пошлин на нефтепродукты до конца этой недели. Он добавил, что подобные меры будут приняты, если нефтекомпании не договорятся о стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке России.
Кочергин Константин (директор казначейства, Банк "Восточный")Для рынка позитивно то, что удалось добиться соглашения об ограничении цен, не прибегая к чрезвычайным мерам. Цены на бензин являются важным фактором, влияющим на инфляцию, так что в условиях ускорения роста потребительских цен из-за падения курса рубля и повышения НДС контроль за ними особенно актуален для властей.
Калачёв Алексей (аналитик, "Финам")Угроза оказалась достаточно действенной, и нефтяные компании поспешили подписаться под замораживанием оптовых цен на бензин. Дело в том, что на этом нефтяники теряют значительно меньше, чем от экспортных ограничений. К примеру, у «Роснефти» более 40% выручки приносит экспорт сырой нефти, более 30% - экспорт нефтепродуктов, и только около 20% - реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке. Не случайно компания первой согласилась на условия правительства – она может позволить себе субсидировать переработку нефти на своих НПЗ для внутреннего рынка за счет экспортной выручки, покуда нефть стоит дорого, а рубль дешев.
Для потребителей замораживание цен на бензин – это, конечно, благо. Однако сам переход от рыночного механизма регулирования цен к административному – не самое удачное решение. Вступив на этот путь, с него будет трудно сойти. Начав административно устанавливать цены и объемы на внутреннем рынке моторного топлива, правительство создает опасный прецедент, и не исключено, что этот механизм начнет распространять свое действие и на другие сферы экономики.
Несмотря на распространение в госсекторе IT-решений, я не уверен, что у нынешних экономических властей получится директивно рулить экономикой лучше, чем у Госплана СССР, а мы помним, чем это в итоге закончилось.