За прошедший год занятость в области малого бизнеса по данным Мосторга упала впервые с 2012 года. В рамках данного исследования рассматривались деятельность предпринимателей в столице. При этом объем полученных средств не уменьшился, но большинство заинтересованных лиц считает, что общая ситуация в малом бизнесе ухудшается.
Информация о состоянии предпринимательства Москвы была опубликована 23 марта 2016 года.
Она гласит, что в конце предыдущего года занятость малым и средним бизнесом составляла 771,6 тыс. человек, эта цифра уменьшилась на 2,6% по сравнению с состоянием на 2014 год. При этом самое значительное падение трудоустройства зафиксировано в сферах строительства и торговли, на 7 тыс. и 5 тыс. человек соответственно.
Кроме того, сократился еще одна значительная для малого бизнеса характеристика – объем продаж при торговле оптом и в розницу. Он уменьшился на 3,4%, при этом сама выручка выросла на 3,3%, но налицо также падение данного показателя по сравнению с 8,8%, зафиксированными в 2014 году. Причинами такого роста выручки послужили доходы строительных компаний, выросшие на 28%, а также средства, полученные при обороте недвижимости, их объем увеличился на 8%.
BARYSHEVA KIRA (,)Мы не проводили исследований, не замеряли количество предпринимателей по голам, поэтому комментировать цифры не готовы.
Тем не менее, работая в бизнес-среде уже почти четверть века, мы точно понимаем, что предпринимательство многогранно, а вот что имеет в виду официальная статистика не понимаем. Входят в этот расчет только юридические лица или фрилансеры (косметологи, врачи, автослесари и другие профессионалы, свои трудом зарабатывающие на предоставлении услуг клиентам) ? А одно ли то же: компания , уже более десяти лет работающая на рынке, или новое ИП, которое не справляется с выпуском булочек и закрывается через полгода? Кого из них официальная статистика считает предпринимателями? О ком говорит?
Что же видим мы?
1. Давно живущие на рынке частные компании малого и среднего размера, конечно же, сильно пострадали с началом эпохи new normal. Потому что сокращение потребительского спроса по понятным причинам (не будем вдаваться в подробности этой темы) сказывается на всех бизнесах. Большинство из них потеряло в выручке от 10 до 50 %, многие забыли о прибыли вообще, поставив задачу “не умереть”.
2. Часть из борющихся с обстоятельствами бизнесов ждет “трупа проплывающего врага”, искренне надеясь, что часть конкурентов сойдет со сцены, и они смогут занять их место. Как сказал один из наших давних заказчиков: “ Моя задача в этих условиях умереть позже моих конкурентов”. Однако, к удивлению многих игроков рынка, в разных сферах бизнеса заметна одна и та же тенденция: “трупы-то” особо не торопятся проплывать, т.е. давно живущие бизнесы, сократившись и урезавшись, тем не менее барахтаются в просторах новой экономики и живут!!!
3. А есть ли “смертники”? – Да, есть. За последние пару лет мы наблюдали закат некоторых бизнесов, начавшихся еще в девяностые- двухтысячные. И причина смерти была одна: владельцы бизнесов не оценили силы проходящих ныне изменений. Не поняли, что рынки успели насытится, а конкуренция выросла, не увидели, что потребители имеют выбор и считают деньги и не готовы , как когда-то, переплачивать за товар. Не осознали, что запасы на складах товаров на годы продаж – не благо, а замороженные деньги. Хороший пример: у одного бизнесмена в эти времена оказалось 2000 одинаковых импортного производства диванов синего цвета по цене 120000 рублей. И так далее, и тому подобное. А уж о неотстроенной системе управления даже и говорить не хочется: люди получали огромные деньги, а решали задачи бизнеса методом “китайских батальонов” – набором бесконечного числа сотрудников. Не хочется говорить и об ошибочных управленческих решениях типа взятых валютных кредитах. Поэтому сегодня мы видим, что, в первую очередь, умирают те, кто и должен умереть: в бизнесе, как и в биологическом мире, выживают сильнейшие, а слабые вымирают.
4. Появляются ли новые предприниматели и новые бизнесы? – Конечно, и немало. Мы видим и компании, и отдельных людей, которые пришли в бизнес в последние три- четыре года. Кто-то работает с командой единомышленников, кто-то нанимает сотрудников, кто-то создает семейное дело, а кто-то сам жарит стейки на рынке. Форматы разные и судьбы разные, но интерес к своему делу проявляют очень многие. И это тот самый малый бизнес, который поднимал экономики многих стран в тяжелые для них времена. Надеемся, что и нашу поднимет!