Агентством Armstrong & AssociatesInc было проведено исследование по оценке логистических издержек во многих странах. В целом по миру данный показатель составил 11,7% от ВВП. В России он довольно высокий, его значение достигает 19%.
Для уменьшения доли логистических издержек в стране необходима оптимизация транспортно-логистической системы. Такой показатель также объясняется направленностью экономики на сырьевые отрасли и удаленностью многих ключевых точек экспорта продукции.
Для сравнения с Россией, приведем показатели логистических издержек, зафиксированные в других странах: Китай – 18%, Бразилия и Индия – 11-13%, Италия – 9,7%, Германия – 8,8%, США и Япония – 8,5%.
Большинство услуг по транспортировке и хранению грузов в России осуществляются при участии служб компаний-товаропроизводителей. Более, чем 65% рынка транспортно-логистических услуг приходится на сферу сырьевых ресурсов, а именно нефть и газ. При этом, уровень развития таких услуг по сравнению с другими странами оставляет желать лучшего. 3PL-провайдеры занимают всего 6% рынка, когда как данный показатель в Китае уже достигает 20%.
Нигматуллин Тимур (аналитик, ИХ «ФИНАМ»)Во многом повышенные логистические издержки в РФ продиктованы географическими условиями - расположением значительной части крупных российских городов на значительном удалении от границ с другими государствами, что затрудняет внешнеторговые операции. С другой стороны,сказывается изношенная транспортная инфраструктура и низкий уровень конкуренции. На мой взгляд, по мере развития экономики логистические издержки будут плавно сокращаться до верхней границы диапазона значений в развивающихся странах. Государство может заметно ускорить этот процесс, инвестируя в развитие инфраструктуры и стимулируя развитие конкуренции (проведя IPO почты РФ).
Андриевский Иван Анатольевич (Первый Вице-президент, Российский союз инженеров)Развитие транспортной инфраструктуры – это прямой путь для сокращения логистических издержек. При этом развитие должно касаться не только непосредственно самой инфраструктуры – это подразумевается по умолчанию, но и эффективности управления этой самой инфраструктурой. Например, система сборов за пользование дорогами федерально значения с большегрузов «Платон» - с одной стороны это прямое увеличение транспортных издержек, рост стоимости непосредственно перевозок. С другой стороны – средства, собранные системой должны пойти на развитие автодорожной сети. А это уже снижение логистических издержек. Вопрос в эффективности расходования средств, в эффективности управления доходами и расходами транспортной инфраструктуры. Если рассматривать железные дороги, то к эффективности перевозчиков уже давно звучат серьезные претензии, которые сводятся преимущественно к большому порожнему пробегу и длительному простою, то есть снова вопросы управления. Недостаточно развит в России водный транспорт, потенциал которого явно больше. Впрочем, водный транспорт, прежде всего, требует как раз обновления инфраструктуры и инициатив в отношении его развития.