В связи со сложившейся финансовой ситуацией спрос на авиаперевозки значительно снизился, это может нанести существенный ущерб авиакомпаниям, вплоть до банкротства. Причем в списке пострадавших окажутся не только мелкие компании, но и те, которые входят в десять крупнейших.
По сравнению с прошлым годом, в среднем, цена одной авиаперевозки увеличилась на 5,6%, инфляция при этом составила 12,7%.
Количество общих пассажироперевозок сократилось на 6,1% за январь текущего года, сообщает Росавиация. Международные перевозки при этом уменьшились на 26,3%, главным образом из-за изменения валютных курсов. Перевозки внутри страны напротив увеличились, показав рост на 11,1%.
Но самое интересное в том, что зачастую международные перевозки остаются выгодными, а перевозки внутри страны приносят убытки. На основании этого, министерство транспорта придерживается стратегии уменьшения НДС на внутренние авиаперевозки, в 2015 году эта методика показала свою эффективность, многие компании избежали банкротств.
Калачев Алексей (Аналитик, ГК "ФИНАМ")Действительно, в истекшем году впервые за последние несколько лет произошло сокращение пассажиропотока российской гражданской авиации. Снижение по сравнению с 2014 годом в целом составило 1,2%. Основной негатив пришел со стороны международных перевозок, которые сократились на 15,8% в результате падения платежеспособности населения, закрытия прямого сообщения с Египтом и Украиной, запрета на чартеры в Турцию. Общее снижение было частично скомпенсировано ростом внутренних перевозок на 13,6%, до 52,56 млн пассажиров объем внутренних перевозок за год. Однако, если мы вспомним, что по итогам 2015 года средняя стоимость авиаперевозки выросла на 5,6% при инфляции 12,7%, от такой компенсации мало проку для перевозчиков, которые терпят убытки.
Так, за 9 месяцев 2015 года, по сообщению Росавиации, приемлемому уровню платежеспособности соответствуют лишь 46% от общего количества авиакомпаний, в то время как в 2014 году за тот же период этот показатель составлял 56%. Добавим к этому, что основной негатив в отрасли пришелся как раз на еще не учтенный в этом мониторинге четвертый квартал 2015 года. Именно в этот период произошло закрытие авиасообщений с Украиной, Турцией и Египтом, а также остановка деятельности и банкротство авиакомпании «Трансаэро».
Положение авиаперевозчиков непростое, международные перевозки сокращаются, а рост внутренних приводит лишь к накоплению убытков, которые лишь частично покрываются Программой субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации. Суммарный убыток в авиатранспортной отрасли достиг 26,6 млрд руб.
В случае банкротства какой-либо авиакомпании ее трафик перераспределится между ведущими операторами рынка (львиную долю которого занимает «Аэрофлот») и, вследствие некоторого снижения предложения и монополизации рынка откроется возможность к повышению тарифов на перевозки. Однако, возможности повышения цен ограничены снижением уровня платежеспособности потребителей вследствие общего кризиса. В конце прошлого года вследствие банкротства «Трансаэро» также ожидалось резкое повышения тарифов на перевозки, но этого не произошло. Платежеспособность населения, скорее всего продолжит снижаться и в 2016 году, что плохо, но темпы этого снижения должны уменьшиться – падение цен на экспортные товары и девальвация национальной валюты уже произошли, их дальнейшие изменения, скорее всего, не будут носить столь резкого характера, что уже хорошо.
Путей повышения устойчивости авиакомпаний, кроме предлагаемого Министерством транспорта обнуления НДС на авиаперевозки, несколько. Во-первых, ожидаемая отмена запретов на полеты в Египет принесет рост выручки операторам этого направления. Определенную поддержку может оказать продолжение программы субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации. Поддержать отрасль в 2016 году могли бы также снижение стоимости самолетного топлива вслед за падением цен на нефть, а также рост тарифов на внутренние перевозки. Напротив, желание правительства сдерживать снижение цен путем повышения акцизов на топливо одновременно с замораживанием тарифов на внутренние перевозки может окончательно подкосить наиболее слабые авиакомпании.