Несмотря на спад Российской экономики, электронная коммерция по-прежнему динамично развивается и по объему продаж лидирует среди сегментов рынка розничной торговли в России.
Согласно информации, полученной исследователями из компаний «Яндекс.Маркет» и Gfk Rus, за прошлый год продажи бытовой техники в интернете выросли на 3%, в то время как этот показатель снизился на 13% в обыкновенных точках торговли. В настоящее время многие потребители покупают электронику в сети, благодаря широкому выбору товаров и возможностью выбрать их по наиболее дешевой цене среди компаний-конкурентов. Поэтому, несмотря на падение потребительских настроений, торговля в интернете стабильно развивается и наращивает свои показатели.
показатели. По данным социологических опросов, проведенных в нашей стране, за последнее время люди на 30% чаще стали пользоваться услугами китайских интернет-магазинов, которые давно приобрели мировую известность, благодаря дешевым ценам. Тем не менее, сайты отечественных интернет-магазинов продолжают оставаться популярными у 90% покупателей. В китайских магазинах средняя сумма покупки составляет 2539 руб против суммы в 6250 руб, которая характерна для русских интернет-магазинов.
Нигматуллин Тимур (аналитик, ИХ «ФИНАМ»)На мой взгляд, опережающие темпы роста онлайн продаж в РФ в прошлом году в первую очередь были связаны с т.н. эффектом «низкой базы». Дело в том, что даже после взрывного роста оборота за последние годы доля продаж онлайн сейчас все еще не превышает 16%. Таким образом, отечественный рынок онлайн продаж очевидно сохраняет потенциал роста даже на фоне сложной экономической конъюнктуры в т.ч. по мере роста степени проникновения ШПД интернета в регионах и оптимизации размеров сетей оффлайновыми ритейлерами.
Андронов Дмитрий Николаевич (Директор аналитического центра, Ботинок.ру)Анализируя данную ситуацию необходимо учитывать два важнейших аспекта:
1. Рост продаж интернет-магазинов на 3% в рублевом выражении означает падение продаж в штуках на 15-25%. Обусловлено это тем, что цены на электронику и бытовую технику очень плотно коррелируют с курсом доллара и евро к рублю, который за 2015 год вырос на 30% по доллару и 17% по евро. Поэтому говорить о динамичном развитии не приходится - в онлайн сегменте тоже падение продаж, хотя и не столь значительное, как в оффлайновой рознице
2. Значительная разница в масштабируемости традиционной и интернет торговли. Так, при падении продаж на 20% в штуках любой интернет-магазин довольно легко адаптировать к сократившемуся объему продаж за счет того, что доля постоянных затрат сравнительно невысока. В традиционной рознице адаптировать торговую точку под снизившийся объем продаж достаточно сложно - доля затрат, которые можно сократить, значительно ниже, чем в онлайне. Поэтому многие торговые точки приходится просто закрывать, что оказывает существенное влияние на сокращение продаж традиционной розницы.
Описанная ситуация характерна не только для рынка электроники, но и для других направлений розницы. Так, на рынке детской обуви и одежды значения показателей изменения объема продаж довольно близкое - по продажам интернет-магазинов рост 7-10%, по традиционной рознице - падение на 5-7% в рублевом выражении (по данным нашего аналитического центра).