За прошлый год цена импортных легковых автомобилей увеличилась на 54% исходя из информации, предоставленной аналитическим агентством «Автостат». Средняя стоимость машин этого класса по итогам предыдущего года достигла 2,4 млн рублей.
При этом, цена иномарок, производящихся в России увеличилась только на 10%, в среднем составив 1 млн. рублей. Не удивительно, что самые доступные легковые автомобили - это как обычно отечественные:в среднем их цена к концу 2015 незначительно перешла отметку в 500 тыс. рублей, при этом в процентном соотношении она выросла на 17 пунктов. Как видно и статистики, самые радикальные изменения в цене коснулись импортных автомобилей, так как именно их стоимость сильно зависит от ситуации, происходящей на рынке валют. По мнению директора агенства Сергея Целикова это в основном иномарки премиум класса, которые отличаются высокой стоимостью.
Калачев Алексей (Аналитик, ГК "ФИНАМ")Разница понятна: если на ценах автомобилей полностью импортной комплектации снижение курса рубля сказывается в полном объеме, то себестоимость автомобилей российской сборки проявляет большую эластичность в зависимости от степени локализации производства комплектующих. Кроме того, сказывается и относительно низкая стоимость рабочей силы в машиностроительном производстве в России.
Рынок легковых автомобилей имеет довольно четкую сегментацию по ценовым критериям. В периоды экономического спада, подобного переживаемому Россией, структура спроса на легковые автомобили резко поляризуется преимущественно в верхнем и нижнем ценовых сегментах на фоне провала в средней ценовой зоне.
Сектор элитных автомобилей, на котором цена не имеет значения, скорее наоборот, чем дороже, тем престижней, даже нарастил спрос в 2015 году, и дальнейшее повышение цен не отпугнет его потребителей. Этот сектор, представленный исключительно люксовыми моделями зарубежных брендов, можно вынести за скобки, он устойчив и там нет отечественного автопрома.
Слой потенциальных покупателей с достатком, еще недавно считавшимся средним, теряет покупательную способность сильнее прочих слоев населения, и вынужден переориентироваться либо на нижний ценовой сегмент, включая автомобили отечественного производства, либо на вторичный рынок брендовых иномарок.
Автовладельцы с низким уровнем доходов вовсе отказываются от новых покупок, предпочитая эксплуатировать свои старые машины, либо и вовсе пополняют своими подержанными автомобилями объем предложения на вторичном авторынке.
Все эти процессы наблюдались в 2015 году и то, насколько они останутся характерны для 2016 года, будет зависеть от дальнейшего развития экономической ситуации в стране. Высока вероятность того, что стабилизация мировых цен на нефть и прочие экспортные для России товары, которую мы видим в последние месяцы, а также стабилизация курса национальной валюты, могут привести если не к восстановлению покупательской способности населения (до этого еще далеко), но к тому, что начнется адаптация и экономики и населения к сложившемуся низкому уровню.
Начнется приспособление к жизни в новых условиях. И это может стать новой точкой старта. В таком случае, спрос в нижней части ценового спектра может начать восстанавливаться, и в первую очередь это может положительно сказаться на продажах автомобилей отечественного производства.