Трансмиссионные и гидравлические масла
Тормозные и амортизаторные жидкости
Тормозные и амортизаторные жидкости являются особой труппой жидких рабочих сред для гидравлических систем. Первые из них используют в качестве рабочей жидкости гидропривода тормозной системы автомобиля, вторые - в качестве жидкой среды в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей, а также в телескопических стойках.
Тормозные жидкости
Основное назначение тормозной жидкости - передача энергии от главного тормозного цилиндра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.
Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа, а температура тормозной жидкости в дисковых тормозах поднимается до 150-190 °С. В результате постоянных колебаний температуры в тормозную систему через резиновые уплотнения проникает атмосферная влага. При этом тормозная жидкость "увлажняется", и, соответственно, снижается ее температура кипения.
Если в процессе эксплуатации температура кипения тормозной жидкости становится ниже 150 °С, то при высоких скоростях движения и интенсивных торможениях создается опасность ее "закипания". При этом в жидкости выделяются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к отказу тормозов и возможности аварии.
Температура кипения тормозной жидкости - важнейший паказатель, ^определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов.
При эксплуатации вследствие обводнения температура кипения тормозной жидкости неизбежно снижается, поэтому наряду с температурой кипения "сухой" тормозной жидкости определяют температуру кипения "увлажненной" жидкости, содержащей 3,5 % воды.
Температура кипения "увлажненной" жидкости косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля.
В последние годы основным направлением в улучшении качества тормозных жидкостей являлось увеличение температуры кипения, особенно в "увлажненном" состоянии. Это следует изданных, приведенных в таблице.
Температуры кипения "сухих" и "увлажненных" тормозных жидкостей
Марка жидкости | Температура кипения, "сухой" жидкости, °С | Температура кипения "увлажненной" жидкости, °С |
"Нева" | 195 | 138 |
"Томь" (ДОТ-3) | 220 | 155 |
"Роса" (ДОТ-4) | 260 | 165 |
Тормозные жидкости должны обладать хорошими вязкостно-температурными характеристиками, антикоррозионными, смазывающими свойствами, достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями, стабильностью при высоких и низких температурах.
Современные тормозные жидкости представляют собой смеси различных эфиров с низкомолекулярными полимерами с добавлением антикоррозионных и антиокислительных присадок.
Тормозная жидкость "Нева" (ТУ 6-01-1163-78) - композиция на основе этилкарбитола, содержит загущающую и антикоррозионные присадки. Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40...+45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей (выпуска до 1985 г.). Срок службы - не более одного года.
Тормозная жидкость "Томь" (ТУ 6-01-1276-82) разработана взамен жидкости "Нева". Композиция на основе этилкарбитола и бор-содержащего полиэфира, содержит загущающую и антикоррозионную присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем "Нева", более высокую температуру кипения. Совместима с "Невой" при смешивании в любых соотношениях.
Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений всех моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением переднеприводных автомобилей ВАЗ. Срок службы жидкости "Томь" - 2 года.
Тормозные жидкости "Роса ДОТ-4", "Роса-3" и "Роса" (ТУ 2451-004-10488057-94) - высокотемпературные жидкости, представляющие собой композиции на основе борсодержащего полиэфира, содержат антиокислительные и антикоррозионные присадки.
Жидкости "Роса" и "Роса-3" отличаются от жидкости "Роса ДОТ-4" наличием в составе различных пластификаторов, однако из-за отсутствия сырья эти марки практически не выпускают. Жидкости имеют высокие значения температуры кипения (260 °С) и температуры кипения "увлажненной" жидкости (165 °С). Работоспособны в диапазоне температур окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяются в тормозных системах современных грузовых и легковых автомобилей, в том числе переднеприводных автомобилей ВАЗ.
Совместимы с тормозными жидкостями "Томь" и "Нева" в любых соотношениях. Срок службы - 3 года.
Тормозная жидкость БСК (ТУ 6-101533-75) - смесь равных частей касторового масла и бутанола. За счет органического красителя окрашена в оранжево-красный цвет. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -20 до +30 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением автомобилей ВАЗ.
Характеристики тормозных жидкостей
Показатели | "Нева" | "Томь" | "Роса", "Роса-3", "Роса ДОТ-4" | БСК |
Внешний вид | Прозрачная однородная жидкость от светло-желтого до темно-желтого цвета без осадка. Допускается слабая опалесценция | Прозрачная однородная жидкость оранжево-красного цвета |
||
Кинематическая | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 9,0 |
100 °С, не менее | 2,0 | 2,0 | 2,0 | - |
-40 °С, не более | 1500 | 1500 | 1450 | 2500 |
Низкотемпературные | Прозрачная жидкость без расслоения и осадка | |||
Время
прохождения | 35 | 35 | 8 | - |
Температура
кипения, | 195 | 220 | 260 | 115 |
Температура
кипения | 138 | 155 | 165 | 110 |
Содержание | Отсутствие | |||
pH |
7,0-11,5 | 7,0-11,5 | 7,5-9,0 | >=6 |
Взаимодействие | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
сталь 10 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
алюминиевый
| 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
чугун СЧ 18 | 0,1 | 0,08 | 0,1 | 0,2 |
латунь Л62 | 0,4 | 0,1 | 0,2 | 0,4 |
медь М1 |
0,4 | 0,2 | 0,2 | 0,4 |
Воздействие
на |
2-10 | 2-10 | 2-10 | 5-10 |
то же, марки
| 2-8 | 2-10 | 2-10 | - |
изменение предела |
20 | 18 | 25 | - |
Примечание. Жидкости "Нева", "Томь", "Роса" и ее модификации совместимы, их смешивание между собой возможно в любых соотношениях. Смешивание указанных жидкостей с БСК недопустимо. |
Для автомобилей, эксплуатируемых в районах Крайнего Севера, необходима специальная жидкость, у которой кинематическая вязкость при -55 °С должна быть не менее 1500 мм2/с. Такая жидкость в России не вырабатывается, поэтому практикуется разбавление жидкостей "Нева" и "Томь" 18-20 % (маc. доля) этилового спирта. Такая смесь работоспособна до -60 °С, однако имеет низкую температуру кипения и не обеспечивает герметичности резиновых уплотнений. Поэтому разбавление жидкости спиртом - вынужденная мера, и по окончании зимней эксплуатации такую смесь следует заменить.
Зарубежными аналогами жидкостей "Нева" и "Томь" являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205 °С, а аналогами жидкости "Роса" - жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230 °С.
Амортизаторные жидкости
Амортизаторы, установленные на автомобилях, предназначены для гашения колебаний кузова на упругих элементах подвески, они делают ход автомобиля плавным даже при движении по бездорожью. Амортизаторные жидкости являются рабочей средой в гидравлических амортизаторах рычажно-кулачкового и телескопического типа, а также в телескопических стойках.
Основным показателем амортизаторных жидкостей является кинематическая вязкость при положительных и отрицательных температурах. Так, при температуре -20 °С вязкость не должна превышать 800 мм2/с. При более высокой вязкости работа амортизаторов резко ухудшается и происходит блокировка подвески.
Амортизаторные жидкости должны обладать хорошими смазывающими свойствами, обеспечивая достаточную износостойкость амортизаторов, не должны быть склонны к ценообразованию, так как это снижает энергоемкость амортизатора и нарушает условия смазывания пар трения.
Также важными характеристиками амортизаторных жидкостей являются стабильность против окисления, механическая стабильность, испаряемость и совместимость с резиновыми уплотнениями.
Амортизаторные жидкости представляют собой маловязкую нефтяную основу, содержащую, как правило, вязкостную, депрессорную, антиокислительную, противоизносную, диспергирующую и антипенную присадки.
Выпускают несколько марок амортизаторных жидкостей:
АЖ-12Т, ГРЖ-12 и МГП-12 (под торговой маркой "Славол-АЖ").
Амортизаторная жидкость АЖ-12Т (ГОСТ 23008-78) - смесь нефтяного масла глубокой селективной очистки из сернистого сырья и полиэтилсилоксановой жидкости с противоизносной и антиокислительной присадками. Применяют в качестве рабочей жидкости в амортизаторах грузовых автомобилей и специальной техники.
Амортизаторная жидкость МГП-12 ("Славол-АЖ") (ТУ 38.301-29-40-97) разработана взамен жидкости МГП-10 (ОСТ 38.1.54-74). Это маловязкая низкозастывающая нефтяная основа, в которую введены депрессорная, диспергирующая, противоизносная, антиокислительная и антипенная присадки.
Применяют в качестве рабочей жидкости в телескопических стойках и амортизаторах грузовых и легковых автомобилей.
Амортизаторная жидкость ГРЖ-12 (ТУ 0253-048-05767-924-96) - смесь очищенных трансформаторного и веретенного дистиллятов с добавлением депрессорной, антиокислительной, противоизносной и антипенной присадок.
Применяют в амортизаторах и телескопических стойках автомобильной техники.
Характеристики амортизаторных жидкостей
Показатели | АЖ-12Т | МГП-12 ("Славол-АЖ") | ГРЖ-12 |
Кинематическая | - | - | 16-20 |
50 °С, не менее | 12,0 | 12,0 | - |
100 °С, не менее |
3,6 | 3,8 | 3,8 |
-20 °С, не более | - | 800 | 800 |
-40 °С, не более | 6500 | - | - |
Температура, °С: | 165 | 140 | 140 |
застывания,
| -52 | -50 | -50 |
Плотность при
| - | 917 | 917 |
Стабильность
| Отсутствие | - | - |
кислотное число | 0,04(0,1) |
- | - |
Содержание | - | Отсутствие | |
Испытание на | Выдерживает |