Трансмиссионные и гидравлические масла
Осевые масла
Осевые масла - неочищенные прямогонные продукты нефтепереработки, используемые в качестве смазочных материалов.
Основная область применения - подвижной состав железнодорожного транспорта, где их используют для смазывания шеек осей колесных пар вагонов, тепловозов с подшипниками трения скольжения.
Иногда применяют для смазывания узлов трения и некоторых малонагруженных зубчатых редукторов промышленного оборудования. Осевые масла выпускают трех марок по ГОСТ 610-72: Л - для летнего применения, 3 - для зимнего применения и С - для применения в особо холодных регионах (северных).
Характеристики осевых масел
Показатели | Л | З | С |
Вязкость: |
43-60 | >=22 | 12-14 |
динамическая
| 15(-10) |
60(-30) | 0,2(0); 250(-50) |
Температура,
°С: | 135 | 125 | 125 |
застывания,
| - | -40 | -55 |
Массовая
доля, %: | Отсутствие | ||
механических
| 0,07 | 0,05 | 0,04 |
воды, не более | Следы | 0,3 | 0,1 |
Осевые масла вырабатывают из малосернистых нафтеновых и нафтено-парафиновых нефтей, причем зимнее и северное, как правило, представляют собой дистиллятные фракции, а летнее - смесь дистиллятных фракций с остатком от прямой перегонки нефти.
Основные показатели качества осевых масел - вязкость и температура застывания, что обусловлено спецификой их применения: подача к узлам трения (к шейкам осей) осуществляется по волокнам подбивочных концов или фитилей.
Применение значительного количества осевых масел в современных условиях ни экономически, ни экологически нельзя считать оправданным. Надо полагать, что по мере более широкой замены в железнодорожной подвижной технике подшипников скольжения на подшипники качения значительно снизится большой расход этого типа нефтепродуктов.
Кроме того, в последнее время разработаны и внедряются в производство новые всесезонные осевые масла, одно из которых вырабатывается по ТУ 38.301.04-21-96.