Глава 1. инженерные трубопроводные сети и их прокладка
Глава 1. ИНЖЕНЕРНЫЕ ТРУБОПРОВОДНЫЕ СЕТИ И ИХ ПРОКЛАДКА
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ
Общие сведения. Трубопроводное транспортирование материалов в большинстве случаев является наиболее быстрым и надежным. Оно не зависит от наличия, состояния и материально-технического обеспечения транспортных средств (кроме стационарных насосов или компрессоров), метеорологических условий, состояния дорог и других обстоятельств, влияющих на работу автомобильного, судового и воздушного транспорта.
Скорость движения материалов по трубопроводам относительно небольшая: для жидких и твердых веществ она составляет 3...7 км/ч, для газообразных — 50... 100 км/ч. Однако с учетом бесперебойности работы сетей, возможности доставки материалов до конечного пункта использования или складирования без промежуточных перегрузок, а также при наличии нескольких параллельных трубопроводных ниток на практике может быть достигнуто выполнение почти любых заданных сроков доставки материалов в заданную точку и в заданном количестве.
Транспортирование материалов, с учетом погрузки и разгрузки их, требует значительных трудозатрат. При использовании трубопроводного транспорта они являются минимальными по сравнению с другими видами транспортирования. Однако следует отметить, что в настоящее время трубопроводным транспортом перемещается еще небольшой объем материалов.
В некоторой степени изучено, но только частично освоено транспортирование любых газообразных, жидких материалов и некоторых пылеобразных и мелкогабаритных твердых веществ: пылевидного топлива, опилок, щепы, песка, гравия и др. Крупногабаритные же материалы трубопроводному транспортированию пока не поддаются.
Значение трубопроводных инженерных сетей. Сохранение чистоты и гигиеничности-транспортируемых материалов. Это достоинство трубопроводных инженерных сетей особенно важно при использовании их для снабжения населения питьевой водой и жидкими пищевыми продуктами.
Предупреждение заболеваний и отравлений людей. В этих целях трубопроводные сети используют уже давно, сооружение закрытых сетей хозфекальной кана-
яции взамен открытых сточных канав и каналов резко сникло появление и распространение многих инфекционных Заболеваний и эпидемий (в определенной степени это относится и к ливневой канализации).
Использование трубопроводных сетей особенно эффективно ппя перемещения применяемых в промышленности радиоактивных и токсичных материалов. При соблюдении необходимой плотности стыков, непроницаемости трубопроводов, соответствующей их изоляции и осторожности в эксплуатации достигается вполне достаточная степень безопасности трубопроводного транспортирования таких веществ.
Защита окружающей среды. Весьма часто существует необходимость транспортировать вещества, вредные не только для людей, но и для животного и растительного мира. В этом случае стенки трубопроводов, как и в предыдущих случаях, надежно защищают окружающую среду от соприкосновения с транспортируемым материалом.
Предотвращение утечек. В трубопроводных сетях, по сравнению с другими видами транспорта, наблюдаются относительно небольшие утечки транспортируемого материала (кроме аварийных ситуаций). К тому же трубопроводы могут быть подведены непосредственно к месту потребления, хранения или дальнейшего транспортирования материала к рабочему месту технологических процессов производства, накопительным бакам-резервуарам, емкостям транспортных судов и т.п. Они также исключают потери материала, что практически невозможно осуществить при других видах транспорта. Небольшие утечки материалов на трубопроводном транспорте могут происходить только в местах установки арматуры, на насосных станциях перекачки, в местах опорожнения действующих сетей при их промывке.
К своего рода утечкам следует отнести и потери теплоты в тепловых сетях и холода в хпадопроводах. В этом случае теряется уже не сам транспортируемый материал, а содержащиеся в нем энергоресурсы. Минимальная потеря теплоты в тепловых сетях наблюдается при их совмещенной прокладке в проходных каналах, технических коридорах и при наземной прокладке,
где сведено до минимума намокание теплоизоляционного слоя.
По жар о- и взрывобезопасность. В народном хозяйстве постоянно увеличивается количество производимых, требляемых и транспортируемых на разные расстояния по-син И взрывоопасных материалов — нефти, бензина, керо-ам Э' топочного мазута, минеральных масел, эфира, аммиака, л миачных вод, природного газа, водорода, разных спиртов и по cd ру6опРовоДн°е транспортирование таких материалов. Равнению с другими видами транспорта, является наиболее безопасным, поскольку конструкция трубопроводов надежно защищает транспортируемый материал от доступа к нему огня и кислорода воздуха, необходимого для процесса горения.
1.2. СПОСОБЫ ПРОКЛАДКИ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ
Раздельная прокладка. В этом случае сети прокладывают по заданной трассе без учета прокладки каких-либо других попутных инженерных сетей. Раздельная прокладка может быть осуществлена как подземно — непосредственно в грунте или в специальных каналах, так и наземно — по отдельно стоящим опорам или эстакадам, а также по стенам зданий. Раздельная прокладка является наиболее распространенным видом прокладки, технически и экономически оправданным, когда число прокладываемых инженерных сетей относительно небольшое и имеется свободная территория.
Существует несколько способов раздельной прокладки сетей:
подземная раздельная прокладка электрокабелей, контрольных кабелей и кабелей связи непосредственно в грунте (рис.
1.1, а); глубина прокладки — 0,8—1,2 м от поверхности земли. Для защиты кабелей в грунте над ними иногда укладывают ряд кирпичей или черепицы;
подземная прокладка кабелей в асбестоцементных трубах (рис. 1.1, б) ;
прокладка непосредственно в грунте неизолированных металлических и неметаллических трубопроводов — водопроводов, канализационных сетей, газопроводов и др. (рис. 1.1, в); глубина прокладки — 0,6...3 м и более от поверхности земли;
прокладка в грунте водяных тепловых сетей с теплоизоляцией бесканально и в типовых сборных непроходных железобетонных каналах (рис. 1.1, г, д); таким же образом возможна прокладка пароконденсатных сетей и сетей хладагентов. Глубина прокладки — 0,5...2 м от поверхности земли;
прокладка сетей в грунтовых валах при наличии высокого уровня стояния грунтовых или паводковых вод, а также при наличии вечномерзлых или солончаковых грунтов (рис. 1.1, е). Обвалования сооружают из неагрессивных, сыпучих, хорошо дренирующих грунтов и часто устраивают над ними пешеходные дорожки и даже проезды;
наземная прокладка водяных тепловых сетей на низких, средних и высоких опорах (рис. 1.1, ж). Таким же образом можно прокладывать пароконденсатопроводы, газопроводы, сети хладагентов и др. Следует отметить, что прокладка инженерных сетей в грунтовых валах, а также по наземным опорам выше уровня грунтовых и паводковых вод предохраняет сети от действия воды, агрессивности грунтов и от электрокоррозии;
Рис. 1.1- Раздельная прокладка инженерных сетей
а — прокладка кабелей непосредственно в грунте; б — прокладка кабелей подземно в асбестоцементных трубах; в — прокладка голого трубопровода непосредственно в грунте; г — бесканальная подземная прокладка тепловых сетей, покрытых теплоизоляционным слоем; д — прокладка тепловых сетей в подземных непроходных каналах; е — прокладка каналов тепловых сетей в обваловании; ж — прокладка тепловых сетей наземно по сваям-опорам; з — прокладка сетей по стенам зданий
прокладка сетей по стенам здания внутри или вне сооружения (рис. 1.1, з). Сети, проложенные внутри здания, хорошо защищены от атмосферного влияния. Снаружи допустима прокладка сетей, не боящихся замерзания или имеющих спутники-нагреватели.
Совмещенная прокладка сетей. При большом числе инженерных сетей и недостатке свободных территорий целесообразно применять совместную прокладку сетей по единым строительным конструкциям. Это может быть выполнено различными способами, как наземно, так и подземно.
Хотя преимущества совмещенной прокладки инженерных сетей во множестве случаев очевидны, ее практическое внедрение в настоящее время осуществляется неровно и недостаточно быстрыми темпами (причины этого рассмотрены в последующих главах книги). Наиболее успешно .она развивается на территориях промышленных предприятий и промузлов и весьма медленно — в жилых районах городов.
Совмещенную прокладку инженерных сетей следует рассматривать как новый метод, который имеет еще много нерешенных и спорных вопросов. Действующие в стране системы вмещенной прокладки инженерных сетей несмотря на некоторые недостатки технического, архитектурного и эстетиче-°го хаРактера зарекомендовали себя как рациональные ре-эк Ип' “кращающие площади застройки территорий, дающие обле°МИЮ капитальнь|х затрат, обеспечивающие упрощение и и повЧ0НИе эксплУатаЧИи и ремонта, увеличение срока службы ышение надежности действия инженерных сетей, в отеСчЬМЗ Част? с°вмещенной прокладкой инженерных сетей ественной практике называют также и единовременную
Рис. 1.2. Совмещенная прокладка инженерных сетей по наземным эстакадам
а — совмещенная прокладка сетей по одноярусной непроходной эстакаде; б — совмещенная прокладка сетей по одноярусной проходной эстакаде; в — совмещенная прокладка сетей по двухъярусной проходной эстакаде; 1 — фундамент; 2 — свайные основания; 3 — колонна; 4 — балка; 5 — траверса; 6 — верхнее строение эстакады; 7 — проходная дорожка; 8 — трубопроводы проектируемые; 9 — трубопроводы перспективные; 10 —кабели
подземную прокладку их в общей траншее, чем достигается некоторое упрощение процесса производства работ и заметное снижение сметной стоимости строительства. Однако учитывая, что в последующем эксплуатация и ремонт их ни в чем не отличаются от эксплуатации и ремонта сетей, проложенных раздельно, этот способ прокладки сетей в настоящей книге не рассматривается.
Совмещеннаяпрокладкаинженерных сетей
наземно по непроходным и проходным эстакад а м. При небольшом числе трубопроводов и отсутствии кабелей, требующих защиты от солнечного воздействия, сети прокладывают по наземной непроходной эстакаде (рис. 1.2, а) ¦ Для прокладки значительного числа трубопроводов использу-
Рис. 1-3- Совмещенная прокладка инженерных сетей в подземных конструкциях
а — в полупроходных каналах; б — в проходных каналах; в — в проходных туннелях; 1 — сборный железобетонный полупроходной канал; 2 — сборный железобетонный проходной канал; 3 — сборный двухъярусный проходной туннель; 4 — проходная дорожка; 5 — внутреннее строение проходного канала и туннеля; 6 — трубопроводы проектируемые; 7 — трубопроводы перспективные; 8 — кабели
ют одноярусную проходную эстакаду (рис. 1.2, б), на которой предусмотрена проходная дорожка для обеспечения удобства прокладки, эксплуатации и ремонта сетей. При необходимости используют двухъярусную эстакаду с проходными дорожками как на первом,так и на втором ярусах (рис. 1.2, в).
Совмещенная прокладка инженерных сетей подземно по проходным каналами туннелям. В случаях, когда число трубопроводов небольшое и диаметры их малы, совмещенную прокладку сетей ведут подземно в сборных полупроходных каналах высотой 1,4... — 1,6 м (рис. 1.3, а).
При большем числе трубопроводов используют проходные каналы высотой 2,1...3 м* (рис. 1.3, б). Заглубление проходных, а также полупроходных каналов небольшое и составляет 0,5... —2 м от поверхности земли до верха каналов. При большом числе трубопроводов и наличии кабелей совмещенную прокладку инженерных сетей ведут в подземном проходном двухъярусном туннеле диаметром 5 м и более. Заглубление этих тун-нелей, сооружаемых из сборных элементов, может быть любым.
Совмещенная прокладка инженерных сетей по техническим коридорам и этажам
пп ^а“РаМов О.А., Кузнецов П. Г., Погребецкий Г.М. Совмещенная Рокладка городских подземных коммуникаций в проходных коллекторах. - М.: ГОСИНТИ, 1976.
Рис. 1.4. Совмещенная прокладка инженерных сетей внутри зданий по техническим коридорам
а — в подвалах; б — на этажах; в — на чердаках; 1 — подвал; 2 — этажи зданий; 3 — чердак; 4 — технический коридор; 5 — инженерные сети
зданий. Такая прокладка сетей (рис. 1.4) особенно целесообразна в случаях, когда здания расположены на небольших расстояниях друг от друга.
В настоящее время проектным институтом "Латгипропром" и многими другими проектными организациями хорошо освоена совмещенная прокладка инженерных сетей по проходным техническим подвалам, этажам и чердакам промышленных зданий. То же самое можно осуществлять и в жилых зданиях.
Совмещенная прокладка инженерных сетей по кровлям зданий. В настоящее время инженерные сети прокладывают только по кровлям промышленных зданий (рис. 1.5), хотя это возможно и в жилых зданиях. При пологой кровле трубопроводы размещают на высоте
Рис. 1.5. Совмещенная прокладка инженерных «сетей по кровлям зданий
1 — инженерные сети; 2 — опорные конструкции; 3 — проходная дорожка
Рис. 1.в. Совмещенная прокладка инженерных сетей по стенам зданий
а — по внутренней стороне стены; б — по наружной стороне стены (Центр Помпиду в Париже); 1 — инженерные сети; 2 — опорные конструкции
1111111
ППП1
1111111
1111111
П11И1
1111111
0,3... 1 м над поверхностью крыши. При более крутой кровле сети располагают ступенями — лестницеобразно. Для обслужи* вания и ремонта сетей при необходимости может быть соору жена проходная дорожка.
Совмещенная прокладка инженерных сетей по стенам зданий. Этот способ прокладки HBnflj ется весьма экономичным, поскольку стена — ограждающий элемент здания — одновременно выполняет роль несущей конструкции для сетей. Чаще гдезг-Ofлфубргадоводы > на
внутренней стороне стены (рис. 1.6, а); в этом случае они хорошо защищены от влияния солнца и атмосферы.
Однако нередко внутренняя сторона стен здания занята технологическим оборудованием, устройствами для складирования и транспортирования материалов, и свободного места для прокладки сетей нет. Поэтому в ряде случаев сети размещают по наружным сторонам стен зданий (рис. 1.6, б). Этим достигается также освобождение помещений от загромождения трубопроводами. Однако при использовании такого способа прокладки необходимо не забывать о складывающемся архитектурном и эстетическом образе как самого здания, так и всего ансамбля застройки окружающей местности.
Подобный способ прокладки сетей может быть оправдан и рекомендован в застройке зданий промышленного назначения при условии высокого качества выполнения строительно-монтажных и отделочных работ. В общественной застройке (например, вынос тех же сетей на наружную сторону здания Центра Помпиду) следует рассматривать как эксперимент, который подлежит проверке временем.