6 передвижные насосные установки и агрегаты

6

ПЕРЕДВИЖНЫЕ НАСОСНЫЕ УСТАНОВКИ И АГРЕГАТЫ

6.1. ПЕРЕДВИЖНЫЕ НАСОСНЫЕ УСТАНОВКИ. АГРЕГАТЫ ЦЕМЕНТИРОВОЧНЫЕ,

ПРОМЫВОЧНО-ПРОДАВОЧНЫЕ И ДЛЯ ГИДРОРАЗРЫВА НЕФТЯНЫХ ПЛАСТОВ

Установки (агрегаты) АНЦ-500, АНЦ-320, УЦП (рис. 6.1, 6 .2) предназначены для нагнетания рабочих жидкостей при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других про-мывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.

Установки состоят из монтажной базы, насоса высокого давления, водоподающего блока и манифольда. Монтажной базой для размещения оборудования служат шасси автомобилей типа КрАЗ, “Урал”, КамАЗ, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода насоса высокого давления.

Указанные типы установок оборудованы:

устройством подогрева гидравлической части насоса высокого давления для обеспечения работы установок при низких температурах;

коллектором для обеспечения одновременной работы нескольких агрегатов при цементировании скважин;

Рис. 6.2. Агрегат насосный цементировочный АНЦ-320

сF=P

Рис. 6.3. Установка насосная УНБЭ-250х40 с регулируемым электроприводом

переходником диаметром 50 мм для подключения к приемной линии всасывающего шланга.

Агрегаты типа АНЦ-320 дополнительно оборудованы системой контроля температуры масла в картере насоса высокого давления с выводом информации на приборную панель автомобиля.

Установки насосные (агрегаты) ПА-80, АНП-320, УНК предназначены для нагнетания различных неагрессивных жидких сред в скважины в процессе их текущего и капитального ремонта.

Установки состоят из монтажной базы, насоса высокого давления, мани-фольда. Монтажной базой служат шасси автомобилей КрАЗ, Урал, КамАЗ; двигатель автомобиля используется в качестве привода насоса.

Установки ПА-80, АНП-320 и УНК оборудованы переходником для подключения к приемной линии всасывающего шланга; кроме этого АНП320 и УНК дополнительно оснащены устройством подогрева гидравлической части насоса высокого давления для обеспечения работы установок при низких температурах.

Установка насосная с регулируемым электроприводом УНБЭ-250х40

(рис. 6.3) предназначена для нагнетания различных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.

Установка состоит из монтажной базы рамного исполнения, насоса высокого давления, манифольда, регулируемого тиристорного электропривода со шкафом КТУ и пультом управления.

Установка насосная УНБ-160х32 предназначена для нагнетания различных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.

Установка насосная УНБ1-160х63 предназначена для нагнетания не- -агрессивных жидкостей при цементировании, гидравлическом разрыве пластов, гидропескоструйной перфорации, промывке песчаных пробок и других промывочно-продавочных работах в нефтяных и газовых скважинах.

Указанные установки состоят из монтажной базы, насоса высокого давления, водоподающего блока и манифольда. В качестве монтажной базы используется шасси автомобиля типа КрАЗ, в качестве привода насоса -двигатель автомобиля.

Установки насосные нефтепромысловые УНБ1-320х63 и УНБ1Р-320х63

(рис. 6.4) предназначены для нагнетания неагрессивных жидкостей при цементировании, гидропескоструйной перфорации, гидравлическом разрыве пластов и других промывочно-продавочных работах, проводимых в нефтяных и газовых скважинах.

Установки состоят из монтажной базы, силового дизельного агрегата В2-500ТК-С4, насоса высокого давления с одноступенчатым навесным редуктором, четырехступенчатой коробки передач 4КПМ, водоподающего блока, манифольда, вспомогательного трубопровода, а также пульта управления.

В качестве монтажной базы в установке УНБ1-320х63 используется шасси автомобиля КрАЗ, а в установке УНБ1Р-320х63 - стационарная рама.

Установки оснащаются средствами дистанционного управления и контроля параметров их работы, системой подогрева насоса и предпусковым подогревателем силового привода, а также системой индивидуальной смазки плунжеров насоса высокого давления.

Установка насосная УНБ2В-400х70 предназначена для нагнетания неагрессивных жидкостей при цементировании, гидропескоструйной перфорации, гидравлическом разрыве пластов и других промывочно-продавочных работах, проводимых в нефтяных и газовых скважинах, а также для различных испытательных работ в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С.

Установка состоит из монтажной базы, двух насосов высокого давления с навесными редукторами, водоподающего блока, силового дизель-гидравличе-ского агрегата, напорного и вспомогательного манифольдов, пульта дистанционного управления, мягкого укрытия в виде закрытого фургона и некоторого другого оборудования.

В качестве монтажной базы в установке используется специальное автомобильное полноприводное высокопроходимое шасси по формуле 8x8 КЗКТ с двигателем ЯМЗ-8424, выполняющим также функции привода насосов высокого давления.

Силовой агрегат включает следующие основные узлы: двигатель В2, турботрансформатор ТТ-560К, радиаторы, воздухоочистители и раму.

Рама агрегата является основанием установки двигателя, турботрансформатора, радиаторов. В нее встроены также баки для масла и рабочей жидкости. Установка радиаторов, выполненная в виде моноблока и включающая в себя две секции радиаторов двигателя (масляную и водяную) и радиаторную секцию трансформатора (масляную), представляет собой самостоятельный узел.

Силовой агрегат используется также в качестве привода насосов высокого давления.

Пульт управления выполнен в виде стойки с наклонными панелями управления и состоит из двух функционально законченных модулей: электрического и пневматического.

Электрооборудование и измерительные приборы контролируют системы смазки, охлаждения, топлива, рабочей жидкости, а также выхлоп при работе силового агрегата в составе установки.

Наличие систем предпускового и походного обогрева позволяет обеспечить высокую готовность запуска оборудования на месте проведения работ после марша.

Агрегат цементировочный АЦ-32 предназначен для нагнетания различных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.

Агрегат состоит из монтажной базы, насоса высокого давления, водоподающего блока, бака для затворения цемента и манифольда.

В качестве монтажной базы используется шасси автомобиля КрАЗ, в качестве привода насоса - двигатель автомобиля.

Агрегат промывочно-продавочный ППА-200 предназначен для нагнетания в скважины неагрессивных жидких сред в процессе ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ.

Агрегат состоит из монтажной базы, насоса высокого давления, емкости для жидких сред и трубопроводов низкого и высокого давления, оборудованных шарнирными коленами и запорной арматурой для обвязки насоса с емкостью и агрегата с устьем скважины.

В качестве монтажной базы в агрегате используется шасси автомобиля типа КрАЗ, двигатель автомобиля служит для привода насоса.

Установка для гидроразрыва нефтяных пластов АН-СИН-31 предназначена для нагнетания в скважину неагрессивных жидких сред при гидроразрыве пластов в нефтяных скважинах, а также при гидропескоструйной перфорации.

Установка состоит из монтажной базы, насоса высокого давления, емкостей для топлива и масла, гидравлической пятискоростной коробки передач с системой управления, дизельного двигателя, радиатора и манифольда.

В качестве монтажной базы в установке используются шасси автомобилей КрАЗ-65101 или “Урал-4320-1912”.

Установка для промывки скважин СИН-34 предназначена для нагнетания различных неагрессивных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других про-мывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.

Установка состоит из монтажной базы, насоса высокого давления, водоподающего блока, бака для затворения цемента и манифольда.

В качестве монтажной базы в установке используется шасси автомобиля “Урал-4320-1112-31”, в качестве привода насоса - двигатель автомобиля.

Установка для цементирования скважин ЦА-СИН-35 предназначена для нагнетания неагрессивных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывоч-но-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.

Установка состоит из монтажной базы, насоса высокого давления, водоподающего блока, бака для затворения цемента и манифольда.

В качестве монтажной базы в установке используется шасси автомобиля типа КрАЗ-65101, при этом двигатель автомобиля служит приводом насоса.

Установка оборудована также устройством для подогрева гидравлической части трехплунжерного и центробежного насосов и специальным коллектором для обеспечения при необходимости совместной работы нескольких агрегатов.

Основные параметры передвижных установок и агрегатов приведены в табл. 6.1

Технические параметры передвижных насосных установок и агрегатов цементировочных, промывочно-продавочных и для гидроразрыва нефтяных пластов

Параметры

Установка, агрегат

АНЦ-500

АНЦ-320

УЦП

ПА-80

АНП-320

УНК

УHБЭ-250x40

УHБ-160x32

УHБ1-160x63

Монтажная база

Автошасси

Рамное

Автошасси

КрАЗ

КамАЗ

Урал

КрАЗ

КамАЗ

основание

КрАЗ, Татра

КрАЗ, Урал

Отбираемая для привода

135

110

80

110

250

108

125

насосов мощность (полез

ная), кВт

Тип насоса высокого

Трехплун

Двухпоршневой

Двухпор-

Двухпоршневой

Трехплун

Двухпоршне

Трехплун

давления

жерный

НЦ320

шневой

НЦ320

жерный 14Т

вой НЦ320

жерный 14Т2

ЗНП 180

НБ80

или Н-200

(9Т)

Привод насоса высокого

От ходового двигателя автомобиля

Тиристорный

От ходового

От ходового

давления

электропри-

двигателя

двигателя

вод

автомобиля

ЯМЗ-238М

Наибольшее давление

50,0

40,0

12,0

40,0

45,0

32,0

63,0

нагнетания, МПа

Наибольшая подача

23,0

26,0

10,8

26,0

28,0

26,0

22,8

(идеальная), дм3

Тип водоподающего насоса

Центробежный насос

-

-

-

-

ЦНС38-154

ЦНС38-154

(блока)

ЦНС38-154

с двигателем ЗМЗ-511

Вместимость мерного бака, м3

6,0

5,0

4,0

6,0

5,0

-

6,0

5,0

Габаритные размеры

10 150x

10 150x

8600x

7875x

10 150x

8600x

-

10 150x2700

9900x2500x

L x B x H, мм

x2700x

x2700x

x2500x

x2500x

x2700x

x2500x

x

x3700

x3225

x3225

x3600

x2980

x3225

x3600

x3225

Масса, кг

15 000

16 000

15 200

10 500

15 000

14 500

6800

16 000

16 970

Параметры

Установка, агрегат

УНБ1-320х63

УНБ1Р-320х63

УНБ2В-400х70

АЦ-32

ППА-200

АН-СИН-31

ЦА-СИН-33

СИН-34

Монтажная база

Автошасси

Рамное

Автошасси

КрАЗ

основание

КЗКТ

КрАЗ

КрАЗ

КрАЗ,

КрАЗ

Урал

Урал

Отбираемая для приво-да

360

370

108

91,9

450,0

120

мощность насосов

(полезная), кВт

Тип насоса высокого

Трехплунжерный 14Т1

Трехплун

Двухпор

Двухпор-

Трехплун

Трехплунжерный

давления

жерный

шневой

шневой

жерный

СИН-32-НН

НПТ235/70

НПЦ-32

АПЦ-32

СИН-31-НН

Привод насоса высоко-го

От силового агрегата

От ходового

От ходового

От сило-

От ходового двигателя

давления

В2-500ТК-С4

двигателя

двигателя автомобиля

вого агре-

автомобиля

ЯМЗ-8424 и

гата

силового аг-

В2-800ТК-

регата

С3

Наибольшее давление

63,0

70,0

32,0

32,0

70,0

32,0

24,0

нагнетания, МПа

Наибольшая подача

34,0

44,6

23,0

21,0

18,0

16,5

17,4

(идеальная), дм3

Тип водоподающего насо

ЦСН60-198

-

ЦНС105-98

ЦНС38-

-

-

ЦНС38-132

-

са (блока)

154

Вместимость мерного бака, м3

5,5

6,0

6,4/0,25

5,0

-

6,0

0,5

Габаритные размеры

10 550х2500х

7000х2500х

14 400х2880х

10 550х

9900х

9800х

9700х

7995х

L х B х H, мм

х3500

х2700

х4500

х2650х

х2500х

х2900х

х2500х

х2500х

3300

х3700

х3700

х1800

х2715

Масса, кг

21 385

10 870

47 000

16 610

16 970

19 500

15 000

11 700

Изготовители: АНЦ-500, АНЦ-320, ПА-80, УЦП, АНП-320, УНК - АО “Ижнефтемаш”; УНБ-160х32 - АОО “Костромской завод “Строймашина”; УНБЭ-250х40, УНБ-160х32, УНБ1-160х63, УНБ1-320х63, УНБ1Р-320х63 - НПАК “Ранко”; УНБ2В-400х70 - АООТ ВЗБТ; АЦ-32, ППА-200 - АО “Первомайскхиммаш”; АН-СИН-31, СИН-34, ЦА-СИН-35 - фирма “Синергия”.

6.2. УСТАНОВКИ И АГРЕГАТЫ ДЛЯ КИСЛОТНОЙ ОБРАБОТКИ СКВАЖИН

Установка УНЦ-125х32К (УНК-125х50К) предназначена для транспортирования и нагнетания в пласты кислотного раствора при обработке призабойной зоны скважины.

Закачиваемая жидкость: вода, растворы солей плотностью до 1,6 г/см3, серная (65 %-ная) и соляная (21 %-ная) кислоты, смеси кислот: соляной с плавиковой (5 % от объема HCl) и уксусной (2 % от объема HCl).

Установка включает трехплунжерный насос высокого давления емкость из стеклопластика, армированного тканью, обвязку всасывающих и напорных трубопроводов из кислотостойких материалов повышенной прочности.

Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-65101, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода насоса высокого давления. По желанию потребителя возможен монтаж на шасси автомобиля марки “Урал-4320”.

Агрегат кислотной обработки скважин АНЦ-32/50 предназначен для транспортирования ингибированной соляной кислоты и нагнетания в скважины жидких сред при солянокислотной обработке призабойных зон скважин.

В состав агрегата входят трехплунжерный насос высокого давления, емкость, трубопроводы обвязки насоса с емкостью, напорный трубопровод с шарнирными коленами для обвязки агрегата с устьем обрабатываемой скважины.

Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-65101, при этом двигатель автомобиля с помощью трансмиссии последнего, коробки отбора мощности и двухскоростной двухвальной коробки передач используется в качестве привода насоса высокого давления.

Установка для кислотной обработки скважин СИН-32 предназначена для транспортирования и нагнетания в пласты кислотного раствора при обработке призабойной зоны скважины.

Установка включает трехплунжерный насос высокого давления, емкость, обвязку всасывающих и напорных трубопроводов из кислотостойких материалов повышенной прочности. На установке смонтированы также электронный уровнемер показания уровня кислоты и датчик давления.

Монтажной базой для размещения оборудования установки служат шасси автомобилей КрАЗ-65101 или “Урал-555716-30”, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода насоса высокого давления.

Краткие технические данные установок приведены в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Технические параметры установок (агрегатов) для кислотной обработки скважин

Тип установок

Параметры

УНЦ-25х32К

(УНЦ-25х50К)

АНЦ-32/50

СИН-32

Монтажная база

Автошасси

Автошасси

Автошасси

КрАЗ-65101 или Урал-4320

КрАЗ-65101

КрАЗ-65101 или Урал-555716-30

Параметры

Тип установок

УHЦ-125x32К

(УHЦ-125x50К)

АНЦ-32/50

СИН-32

Тип насоса высокого давления

Полезная мощность насоса, кВт Наибольшее давление, МПа Наибольшая подача (идеальная), дм3/с Вместимость цистерны, м3 Диаметр трубопроводов, мм: всасывающего напорного

Габаритные размеры (на базе КрАЗа), мм Масса, кг

Трехплунжерный Н200К 125 32,0 (50,0) 16,5 6,0

100

50

9530x2500x3750 23 890

Трехплунжер-ный ЭНП 32-50 100 32,0 19,3 7,5

100

50

9520x2500x3300 14 970

Трехплунжерный СИН-32НН 120 50,0 15,8 4,9-6,0

100

45

9520x2500x3300 14 400

Изготовители: УHЦ-125x32К (УHЦ-125x50К) - НПАК “Ранко”; АНЦ-32/50 - АО “Первомайскхиммаш”; СИН-32 - фирма “Синергия”.

6.3. УСТАНОВКИ (КОМПЛЕКСЫ)

НАСОСНО-БУСТЕРНЫЕ, КОМПРЕССОРНО-МЕМБРАННЫЕ, АЗОТНЫЕ

Установка бустерно-насосная компрессорная УНБ 125x40 БК пред- назначена для нагнетания газожидкостных смесей с высоким газосодер- жанием и жидкостей при выполнении следующих технологических операций:

вскрытии продуктивных пластов при бурении с промывкой пеной и вызов притока;

освоении скважин с использованием попутного газа или инертных газов при применении в комплекте с компрессорно-мембранной установкой для обогащения воздуха азотом;

проведении внутрискважинных работ с промывкой пеной, включая капитальный ремонт скважин, пенокислотную обработку коллектора, промывку песчаных пробок;

перекачке по внутрипромысловой системе трубопроводов продукции скважин, включая попутный газ;

цементировании обсадных колонн с применением пеноцемента; пневмоиспытаниях нефте- и газотрубопроводов и другого нефтепромыслового оборудования;

запуске газовых скважин.

Установка включает бустерный насос высокого давления, воздушный компрессор, подпорный и дозирующий насосы, мерную емкость и манифольд.

Монтажной базой для размещения оборудования установки слу- жит шасси автомобиля КрАЗ-65101, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода бустерного насоса марки 14ТБ (или 9ТМБ), воздушного компрессора марки 4ВУ1-5/9, К5 (или АВШ-6/8), а также подпорного НБ320/10 (или 1.1.ПТ32) и дозирующего (1.1.ПТ14) насосов.

Технические данные установки приведены в табл. 6.3.

Технические параметры насосно-бустерных, компрессорно-мембранных, азотных

установок (комплексов)_

Тип установки (комплекса)

Параметры

УНБ-

125х40

УБНКА-9/160 (УБН-160х40 и УКИ-9/15)

УБНКА-9/250 (УБ14-125-25-Г или УБ9-125-20-К и УКИ-9/15)

УБН-

160х40

УКМ-

9/15

УБ9-125-20-К

УБ14-125-25-Г

Монтажная база Тип (бустерного)

Трехплун-

Двухпор-

Автошасси

Двухпор-

Трехплун

насоса высокого

жерный 14ТБ

шневой

шневой

жерный 14Т2-

давления

или

9ТМБ

9Т-Б

Б

Мощность насоса, кВт

двухпоршневой 9ТМБ 108

108

108

125

Тип воздушного

4ВУ1-5/9,

-

2ВМ4-15/

4ВУ1-5/9

-

компрессора

Тип блока газораздели

К5 или АВШ-6/8

25С оппозит-ный трехступенчатый с приводом от двигателя шасси МВа-0,54

тельного

Тип подпорного насоса

НБ320/10

НБ-

мембранный

НБ4-

НБ4-320/10

Тип дозирующего на

или1.1ПТ32

1.1ПТ14

4/160/63

НБ4-

160/63

НБ-160/63

НБ4-320/10

соса (для пены) Объем емкости, м3

6,0

160/63

6,0

6,0

6,0

Режим нагнетаемой

Газоводяная

Воздух,инерт-

Воздух,

Воздух, инертная азотно

среды

смесь, пена

ная азотно

инертная

кислородная смесь, про-

При нагнетании воздуха:

наибольшая подача

6,5

кислородная смесь,промыс-ловые идкости, попутные и природные газы, газоводонефтяная смесь

15

азотнокислородная смесь

15

мысловы попутные и п газоводоне

6,1

е жидкости, риродные газы, фтяная смесь

100

воздуха, м3/мин наибольшая подача

90/15

6,1

воды (пены), дм3/мин

наибольшее давле

20

40,0

2,5

20,0

25,0

ние, МПа Газосодержание % Расход воды, м3

До 9

9,3

До 99,3

До 99,3

-

До 6,3

До 6,3

До 2,2

Степень аэрации (отношение объема воздуха к объему воды в нормальных условиях):

при нагнетании

20-320

370

пены

при нагнетании

20-100

-

-

100

-

инертной азотнокислородной смеси Подача инертной

9,0

9,0

9,0

9,0

смеси, м3/мин Наибольшее давление,

_

До 40

До 1,8

До 20

До 25

МПа

Концентрация (об.), %:

Тип установки (комплекса)

Параметры

УНБ-

УБНКА-9/160 (УБН-160х40 и УКИ-

УБНКА-9/250 (УБ14-125-25-Г или УБ9-125-20-К и УКИ-

125x40

9/15)

9/15)

УБН-160х40

УКМ-9/15

УБ9-125-20-К

УБ14-125-25-Г

азота

-

-

87-97

87-97

87

кислорода

-

-

Не более 12

-

-

Газосодержание, %

-

До 98,8

До 98,8

-

Расход воды, м3

-

Не более 6,3

Не более 6,3

-

При нагнетании при

родного, факельного и

попутного газа, не со

держащего сероводо

род и избыточном

давлении на приеме до

6 (до 10) МПа:

подача газа,

35

35

54

100

м3/мин

(до 10 МПа)

наибольшее давле

-

До 63

До 30

До 20

До 25

ние, МПа

Газосодержание, %

-

До 99,7

До 99,77

До 99,7

Расход воды, м3

-

Не более 6,3

Не более 6,3

Не более 6,3

При работе установки

в насосном режиме:

наибольшее давле

63,0

40,0

-

25,0

ние нагнетания,

МПа

наибольшая подача

22,8

21,5

-

26,0

17,2

(идеальная), дм3

Габаритные размеры,

10 150х2700х

9900х2500х

10 550х2750х

10 150х2700х

9900х2500х

мм

х3225

х3700

х3760

х3225

х3700

Масса, кг

17 000

16 000

20 000

16 000

17 500

Изготовитель насосно-бустерных, компрессорно-мембранных, азотных установок - НПАК “Ранко”.

Установка насосно-бустерная УБН-160х40 (рис. 6.5) предназначена для нагнетания промысловых жидкостей, природного и попутного газа, газоводонефтяных смесей под давлением до 40 МПа, а также для приема и нагнетания инертной в контакте с углеводородной среде азотно-кислородной смеси в скважину или другой объект.

Установка включает двухпоршневой насос высокого давления, оснащенный для нагнетания газов и газожидкостных смесей бустерным устройством, дозировочный насос, смонтированный на месте водоподающего насоса и обвязанный на приеме с мерной емкостью установки, а на выкиде - с бустерным насосом.

Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-65101, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода двухпоршневого насоса марки 9Т с бустерным устройством и дозировочного насоса марки НБ4-160/63.

Установка оснащена системой контроля за следующими параметрами: давлением на приеме и на выкиде установки; давлением на выкиде дозировочного насоса; числом оборотов дизеля.

Технические данные установки приведены в табл. 6.3.

Установка компрессорно-мембранная УКМ-9/15 предназначена для обеднения воздуха кислородом до взрывобезопасной в контакте с углеводородом средой (газом, нефтью) концентрации и подачи такой инертной смеси под давлением 1,5 МПа на прием насосно-бустерной установки или компрессора высокого давления.

Установка может применяться самостоятельно в случаях, когда имеется необходимость в сжатом воздухе давлением до 2,5 МПа или азотно-кислородной смеси с содержанием азота до 97 % при давлении 1,3—1,8 МПа.

Применяется установка при строительстве и эксплуатации нефтяных и газовых скважин в следующих технологических операциях:

вызове притока флюида опорожнением при освоении скважин;

опрессовке трубопроводов и оборудования;

испытании эксплуатационных колонн на герметичность понижением уровня;

вскрытии продуктивных пластов с использованием газожидкостных смесей (пен и аэрированных жидкостей);

цементировании с использованием аэрации и пеноцементов;

пенокислотной обработке призабойной зоны;

промывке песчаных пробок пеной.

Установка УКМ-9/15 включает воздушный оппозитный трехступенчатый компрессор с приводом от двигателя шасси и газоразделительный мембранный блок, обеспечивающий обогащение воздуха азотом до взрывобезопасной концентрации.

Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-260, двигатель автомобиля используется в качестве привода оппозитного трехступенчатого компрессора марки 2ВМ4-15/25С.

УКМ-9/15 оснащена системой автоматики, обеспечивающей ее защиту от перегрузок по следующим параметрам: превышению давления и температуры по ступеням компрессора; снижению содержания азота (превышению содержания кислорода) по сравнению с установленным пределом; падению давления масла в системе смазки компрессора; превышению температуры охлаждающей компрессор жидкости.

Технические данные установки приведены в табл. 6.3.

Установка самоходная бустерная насосно-компрессорная газовая УБ9-125-20-К предназначена для нагнетания газожидкостных смесей с использованием атмосферного воздуха, промыслового (природного, попутного газа с содержанием сероводорода не более 6 %) газа или азота от внешних источников с давлением не менее 0,5 МПа и жидкостей (при предельном давлении нагнетания до 20 МПа) при выполнении технологических операций строительства, эксплуатации и капитального ремонта скважин.

Установка включает бустерный насос высокого давления, компрессор, подпорный насос, мерную емкость, трубный теплообменник и манифольд.

Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-250, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода бустерного насоса марки 9Т-Б, воздушного компрессора марки 4ВУ1-5/9, а также подпорного насоса НБ4-160/63.

Технические данные установки приведены в табл. 5.3.

Установка самоходная бустерная насосно-компрессорная газовая УБ14-125-25-Г предназначена для нагнетания газожидкостных смесей с использованием атмосферного воздуха, промыслового (природного, попутного газа с содержанием сероводорода не более 6 %) газа или азота от внешних источников с давлением 0,5-10 МПа и жидкостей (при предельном давлении нагнетания до 25 МПа) при выполнении технологических операций строительства, эксплуатации и капитального ремонта скважин.

Установка включает бустерный насос высокого давления, подпорный насос, мерную емкость, успокоитель потока, нагнетательный, приемный и вспомогательные трубопроводы, приемный газопровод.

Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-250, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода бустерного насоса марки 14Т2-Б, а также подпорного насоса НБ-320/10.

Технические данные установки приведены в табл. 6.3.

Установки (комплексы) бустерно-насосные компрессорные азотные УБНКА-9/160 и УБНКА-9/250 предназначены для обеднения воздуха кислородом до взрывобезопасной концентрации в условиях азотно-кислородной смеси и нагнетания этой смеси в скважину или другой объект в ходе выполнения технологических операций.

Область применения установок типа УБНКА - строительство и эксплуатация нефтяных и газовых скважин. Круг выполняемых при этом технологических операций определяется технической возможностью использования в работе конструктивно связанных между собой их основных составляющих элементов - двух самоходных агрегатов (установок): компрессорно-мембранной установки УКМ-9/15 производительностью 9 м3/мин при давлении до 1,5 МПа; бустерно-насосной установки УБH-160x40 для УБНКА-9/160 и УБ14-125-25-Г (или УБ9-125-20-К) для УБНКА-9/250.

Технические данные установки приведены в табл. 6.3.

6.4. САМОХОДНЫЕ КОМПРЕССОРНЫЕ СТАНЦИИ

Компрессорные станции предназначены для сжатия атмосферного воздуха и нагнетания сжатого воздуха в процессе бурения скважин и вскрытия продуктивных нефтяных, газовых и газоконденсатных пластов с использованием газообразных агентов (воздуха, аэрированных буровых растворов и пен), освоения и капитального ремонта скважин, испытания и очистки нефте- и газопроводов, а также (при необходимости применения сжатого воздуха в случаях, указанных в технической характеристике) при проведении инженерно-строительных, ремонтных, дорожных и других работ.

Самоходная компрессорная станция СД-9/101М (рис. 6.6). Все оборудование станции смонтировано на общей раме, установленной на шасси ав-

Рис. 6.6. Самоходная компрессорная станция СД-9/101М:

1 - шасси автомобиля КрАЗ-250; 2 - капот; 3 - глушители; 4 - система охлаждения дизеля; 5 -пульт управления; 6 - установка двигателя; 7 - аккумуляторный ящик; 8 - система подогрева; 9 - воздухопровод; 10 - компрессор; 11 - система охлаждения компрессора; 12 - система продувок; 13 - блок охлаждения; 14 - рама станины

томобиля КрАЗ, и защищено от воздействия атмосферных осадков съемным капотом.

Сжатие воздуха на станции осуществляется поршневым оппозитным двухрядным четырехцилиндровым четырехступенчатым компрессором с двумя независимыми системами смазки: механизма движения и цилиндров.

Привод компрессора осуществляется с помощью 12-цилиндрового V-образного дизельного двигателя через фрикционную муфту и эластичную муфту с резинокордной оболочкой.

Компрессор и дизельный двигатель оснащены всеми системами, необходимыми для нормальной работы станции.

Автоматические системы станции обеспечивают контроль за ее работой, аварийную защиту, сигнализацию и освещение пульта управления и подкапотного пространства.

Предпусковой подогрев дизельного двигателя и компрессора при температуре окружающей среды ниже +5 °С производится подогревателем и выхлопными газами двигателя автомобиля.

Системы охлаждения дизельного двигателя и компрессора раздельные, замкнутые, жидкостные, блок охлаждения охлаждает масло дизельного двигателя и охлаждающую жидкость систем охлаждения дизельного двигателя и компрессора.

Для удобства осмотра и обслуживания станции в капоте по бокам и спереди установлены двери.

В комплект станции входит трубопровод длиной 25 м для подсоединения к скважине. В транспортном положении трубопровод крепится под рамой станции.

Станция оборудована знаками безопасности дорожного движения. Климатическое исполнение станции - VI.

Техническая характеристика

Сжимаемый газ.................................................................................... Воздух

Производительность, приведенная к начальным условиям, м3/с (м3/мин)0,15 (9)

Давление воздуха, МПа (кгс/см2):

начальное........................................................................................ Атмосферное

конечное, не более......................................................................................................................................................9,91 (101)

Температура воздуха, К (°С):

начальная (в пределах)........................................................................................................................................233    (-40)^318 (45)

на выходе из станции, не более..................................................................................................................353    (80)

Номинальная мощность приводного дизеля,    л.с............................................................................300

Полная масса станции в заправленном состоянии, кг..............................................................20 000

Наибольшая скорость передвижения по промышленным дорогам, км/ч.... 68

Самоходная компрессорная станция СД-9/220 (рис. 6.7). Все оборудование станции смонтировано на общей раме, установленной на шасси автомобиля КрАЗ, и защищено от воздействия атмосферных осадков съемным капотом.

Сжатие воздуха осуществляется поршневым оппозитным двухрядным пятицилиндровым пятиступенчатым компрессором с двумя независимыми системами смазки механизма движения и цилиндров.

Привод компрессора осуществляется с помощью 12-цилиндрового V-образного дизельного двигателя через фрикционную муфту и эластичную муфту с резинокордной оболочкой.

Компрессор и дизельный двигатель оснащены всеми системами, необходимыми для нормальной работы станции.

Автоматические системы станции обеспечивают контроль за ее работой, аварийную защиту, сигнализацию и освещение пульта управления и подкапотного пространства.

Предпусковой подогрев дизельного двигателя и компрессора при температуре окружающей среды плюс 5 °С производится подогревателем и выхлопными газами двигателя автомобиля.

Системы охлаждения дизельного двигателя и компрессора раздельные, замкнутые, жидкостные. Блок охлаждения охлаждает масло дизельного двигателя и охлаждающую жидкость систем охлаждения дизельного двигателя и компрессора.

Для удобства осмотра и обслуживания в капоте по боковым сторонам и спереди установлены двери.

В комплект станции входит трубопровод длиной 25 м для подсоединения к скважине. В транспортном положении трубопровод крепится под рамой станции. Станция оборудована знаками безопасности дорожного движения.

Климатическое исполнение станции рядовое и экспортное - VI, тропическое - Т.

Рис. 6.7. Самоходная компрессорная станция СД-9/220:

1 - шасси автомобиля; 2 - капот; 3 - пульт управления; 4 - блок охлаждения; 5 - глушители; 6 - компрессор; 7 - рама станции; 8 - аккумуляторный ящик; 9 - установка двигателя; 10 - система подогрева; 11 - система продувок; 12 - система охлаждения дизеля; 13 - воздухопровод; 14 -система охлаждения компрессора

Техническая характеристика

Сжимаемый газ.................................................................................... Воздух

Производительность, приведенная к начальным условиям, м3/с (м3/мин)0,15 (9)

Давление воздуха, МПа (кгс/см2):

начальное........................................................................................ Атмосферное

конечное, не более......................................................................................................................................................9,91 (101)

Температура воздуха, К (°С):

начальная (в пределах)........................................................................................................................................233    (-40)^318 (45)

на выходе из станции, не более..................................................................................................................353    (80)

Номинальная мощность приводного дизеля,    л.с............................................................................300

Полная масса станции в заправленном    состоянии, кг..............................................................21 000

Наибольшая скорость передвижения по промышленным дорогам, км/ч.... 40

Изготовитель - ОАО “Компрессорный завод” (г. Краснодар).

Кроме того, этот завод выпускает передвижные компрессорные станции СД-19/8 и компрессорные станции без шасси на салазках (переносные) (табл. 6.4).

Азотная компрессорная станция на базе компрессора СД-9/101М (рис.

6.8). Предназначена для взрывобезопасного освоения газовых, газоконденсатных и нефтяных скважин, очистки забоев скважин от скопления

Модель

Произ

водитель

Давле

ние,

Мощ

ность

Габаритные размеры, мм

Мас

Шасси

станции

ность,

м3/мин

кгс/см2

привода,

л.с.

дли

на

ши

рина

высо

та

са, кг

Для сжатия воздуха

СД-

9/101М

9

101

300

10 000

2500

3600

20 000

Автомобиль КрАЗ

СД-9/220

9

221

300

10 000

3070

3600

21 000

СД-19/8

19

8

300

10 000

2500

3600

19 600

НД-9/101

9

101

300

6000

2800

2900

12 000

Без шасси на салазках

НД-9/220

9

221

300

6000

3370

2900

13 000

НД-19/8

19

8

Для

300

получения и

6000

сжатия

2800

азота

2900

11 800

СДА-

5,0/101

5

101

300

10 700

2500

3600

23 000

Автомобиль КрАЗ

СДА-

5,0/220

5

221

300

10 700

3070

3600

24 000

НДА-

5,0/101

5

101

300

7000

2800

2900

15 000

Без шасси на салазках

НДА-

5,0/220

5

221

300

7000

3370

2900

16 000

жидкости и песка. Может быть использована для подачи инертной газовой смеси при испытании и ремонте трубопроводов, резервуаров и оборудования, эксплуатирующихся во взрывоопасных средах. Изготавливается путем дооснаще-ния воздушного компрессора СД-9/101М специальным газоразделительным блоком, обеспечивающим получение азота из атмосферного воздуха.

Станция прошла межведомственные приемные испытания в 1997 г. Госгортехнадзором РФ согласован ее серийный выпуск.

Техническая характеристика

10000

2    3    4    5    6    7    6    3    tO    11    1Z    13    14-

Рис. 6.8. Азотная компрессорная станция на базе компрессора СД-9/101М:

1 - шасси автомобиля КрАЗ; 2 - капот; 3 - глушители; 4 - система охлаждения дизеля; 5 - пульт управления; 6 - установка двигателя; 7 - аккумуляторный ящик; 8 - система подогрева; 9 - воздухопровод; 10 - компрессор; 11 - система охлаждения компрессора; 12 - система продувок; 13 -блок охлаждения; 14 - рама станины; 16 - блоки выработки азота

Давление азота на выходе, МПа

Концентрация кислорода в азоте, % (об.)

Минус 50 КрАЗ-65101


Точка росы азота, °С Шасси.....................


Дизель 2Д12БС2


Привод компрессора

Габаритные размеры, м


10x2,5x3,7

8


Срок службы, годы


Атмосферный воздух сжимается в первых двух ступенях компрессора и без какой-либо специальной подготовки подается в газоразделительный блок, происходит его осушка и обеднение по кислороду. Азот выводится из блока в высокоатмосферные ступени компрессора для дальнейшего сжатия, а отработанный воздух с повышенным содержанием кислорода и влаги периодически выбрасывается через специальный трубопровод в атмос-феру.

В пульте контроля газоразделительного блока предусмотрен датчик контроля концентрации кислорода. На лицевой панели находятся показывающий прибор и сигнальные лампы, с помощью которых контролируется содержание кислорода в вырабатываемом азоте. При превышении допустимой концентрации кислорода происходит автоматическая остановка компрессора станции.

Азотные компрессорные станции выпускаются в передвижном и стационарном вариантах. На базе газоразделительных блоков с использованием других компрессоров изготавливаются азотные установки разной производительности, чистоты и давления подачи азота.

Изготовитель - Научно-производственное предприятие “Атомконверс”.

7 оборудование для механизации спуско-подъемных операций  »
Библиотека »