6 передвижные насосные установки и агрегаты
6
ПЕРЕДВИЖНЫЕ НАСОСНЫЕ УСТАНОВКИ И АГРЕГАТЫ
6.1. ПЕРЕДВИЖНЫЕ НАСОСНЫЕ УСТАНОВКИ. АГРЕГАТЫ ЦЕМЕНТИРОВОЧНЫЕ,
ПРОМЫВОЧНО-ПРОДАВОЧНЫЕ И ДЛЯ ГИДРОРАЗРЫВА НЕФТЯНЫХ ПЛАСТОВ
Установки (агрегаты) АНЦ-500, АНЦ-320, УЦП (рис. 6.1, 6 .2) предназначены для нагнетания рабочих жидкостей при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других про-мывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.
Установки состоят из монтажной базы, насоса высокого давления, водоподающего блока и манифольда. Монтажной базой для размещения оборудования служат шасси автомобилей типа КрАЗ, “Урал”, КамАЗ, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода насоса высокого давления.
Указанные типы установок оборудованы:
устройством подогрева гидравлической части насоса высокого давления для обеспечения работы установок при низких температурах;
коллектором для обеспечения одновременной работы нескольких агрегатов при цементировании скважин;
Рис. 6.2. Агрегат насосный цементировочный АНЦ-320
сF=P
Рис. 6.3. Установка насосная УНБЭ-250х40 с регулируемым электроприводом
переходником диаметром 50 мм для подключения к приемной линии всасывающего шланга.
Агрегаты типа АНЦ-320 дополнительно оборудованы системой контроля температуры масла в картере насоса высокого давления с выводом информации на приборную панель автомобиля.
Установки насосные (агрегаты) ПА-80, АНП-320, УНК предназначены для нагнетания различных неагрессивных жидких сред в скважины в процессе их текущего и капитального ремонта.
Установки состоят из монтажной базы, насоса высокого давления, мани-фольда. Монтажной базой служат шасси автомобилей КрАЗ, Урал, КамАЗ; двигатель автомобиля используется в качестве привода насоса.
Установки ПА-80, АНП-320 и УНК оборудованы переходником для подключения к приемной линии всасывающего шланга; кроме этого АНП320 и УНК дополнительно оснащены устройством подогрева гидравлической части насоса высокого давления для обеспечения работы установок при низких температурах.
Установка насосная с регулируемым электроприводом УНБЭ-250х40
(рис. 6.3) предназначена для нагнетания различных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.
Установка состоит из монтажной базы рамного исполнения, насоса высокого давления, манифольда, регулируемого тиристорного электропривода со шкафом КТУ и пультом управления.
Установка насосная УНБ-160х32 предназначена для нагнетания различных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.
Установка насосная УНБ1-160х63 предназначена для нагнетания не- -агрессивных жидкостей при цементировании, гидравлическом разрыве пластов, гидропескоструйной перфорации, промывке песчаных пробок и других промывочно-продавочных работах в нефтяных и газовых скважинах.
Указанные установки состоят из монтажной базы, насоса высокого давления, водоподающего блока и манифольда. В качестве монтажной базы используется шасси автомобиля типа КрАЗ, в качестве привода насоса -двигатель автомобиля.
Установки насосные нефтепромысловые УНБ1-320х63 и УНБ1Р-320х63
(рис. 6.4) предназначены для нагнетания неагрессивных жидкостей при цементировании, гидропескоструйной перфорации, гидравлическом разрыве пластов и других промывочно-продавочных работах, проводимых в нефтяных и газовых скважинах.
Установки состоят из монтажной базы, силового дизельного агрегата В2-500ТК-С4, насоса высокого давления с одноступенчатым навесным редуктором, четырехступенчатой коробки передач 4КПМ, водоподающего блока, манифольда, вспомогательного трубопровода, а также пульта управления.
В качестве монтажной базы в установке УНБ1-320х63 используется шасси автомобиля КрАЗ, а в установке УНБ1Р-320х63 - стационарная рама.
Установки оснащаются средствами дистанционного управления и контроля параметров их работы, системой подогрева насоса и предпусковым подогревателем силового привода, а также системой индивидуальной смазки плунжеров насоса высокого давления.
Установка насосная УНБ2В-400х70 предназначена для нагнетания неагрессивных жидкостей при цементировании, гидропескоструйной перфорации, гидравлическом разрыве пластов и других промывочно-продавочных работах, проводимых в нефтяных и газовых скважинах, а также для различных испытательных работ в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С.
Установка состоит из монтажной базы, двух насосов высокого давления с навесными редукторами, водоподающего блока, силового дизель-гидравличе-ского агрегата, напорного и вспомогательного манифольдов, пульта дистанционного управления, мягкого укрытия в виде закрытого фургона и некоторого другого оборудования.
В качестве монтажной базы в установке используется специальное автомобильное полноприводное высокопроходимое шасси по формуле 8x8 КЗКТ с двигателем ЯМЗ-8424, выполняющим также функции привода насосов высокого давления.
Силовой агрегат включает следующие основные узлы: двигатель В2, турботрансформатор ТТ-560К, радиаторы, воздухоочистители и раму.
Рама агрегата является основанием установки двигателя, турботрансформатора, радиаторов. В нее встроены также баки для масла и рабочей жидкости. Установка радиаторов, выполненная в виде моноблока и включающая в себя две секции радиаторов двигателя (масляную и водяную) и радиаторную секцию трансформатора (масляную), представляет собой самостоятельный узел.
Силовой агрегат используется также в качестве привода насосов высокого давления.
Пульт управления выполнен в виде стойки с наклонными панелями управления и состоит из двух функционально законченных модулей: электрического и пневматического.
Электрооборудование и измерительные приборы контролируют системы смазки, охлаждения, топлива, рабочей жидкости, а также выхлоп при работе силового агрегата в составе установки.
Наличие систем предпускового и походного обогрева позволяет обеспечить высокую готовность запуска оборудования на месте проведения работ после марша.
Агрегат цементировочный АЦ-32 предназначен для нагнетания различных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.
Агрегат состоит из монтажной базы, насоса высокого давления, водоподающего блока, бака для затворения цемента и манифольда.
В качестве монтажной базы используется шасси автомобиля КрАЗ, в качестве привода насоса - двигатель автомобиля.
Агрегат промывочно-продавочный ППА-200 предназначен для нагнетания в скважины неагрессивных жидких сред в процессе ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ.
Агрегат состоит из монтажной базы, насоса высокого давления, емкости для жидких сред и трубопроводов низкого и высокого давления, оборудованных шарнирными коленами и запорной арматурой для обвязки насоса с емкостью и агрегата с устьем скважины.
В качестве монтажной базы в агрегате используется шасси автомобиля типа КрАЗ, двигатель автомобиля служит для привода насоса.
Установка для гидроразрыва нефтяных пластов АН-СИН-31 предназначена для нагнетания в скважину неагрессивных жидких сред при гидроразрыве пластов в нефтяных скважинах, а также при гидропескоструйной перфорации.
Установка состоит из монтажной базы, насоса высокого давления, емкостей для топлива и масла, гидравлической пятискоростной коробки передач с системой управления, дизельного двигателя, радиатора и манифольда.
В качестве монтажной базы в установке используются шасси автомобилей КрАЗ-65101 или “Урал-4320-1912”.
Установка для промывки скважин СИН-34 предназначена для нагнетания различных неагрессивных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других про-мывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.
Установка состоит из монтажной базы, насоса высокого давления, водоподающего блока, бака для затворения цемента и манифольда.
В качестве монтажной базы в установке используется шасси автомобиля “Урал-4320-1112-31”, в качестве привода насоса - двигатель автомобиля.
Установка для цементирования скважин ЦА-СИН-35 предназначена для нагнетания неагрессивных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывоч-но-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.
Установка состоит из монтажной базы, насоса высокого давления, водоподающего блока, бака для затворения цемента и манифольда.
В качестве монтажной базы в установке используется шасси автомобиля типа КрАЗ-65101, при этом двигатель автомобиля служит приводом насоса.
Установка оборудована также устройством для подогрева гидравлической части трехплунжерного и центробежного насосов и специальным коллектором для обеспечения при необходимости совместной работы нескольких агрегатов.
Основные параметры передвижных установок и агрегатов приведены в табл. 6.1
Технические параметры передвижных насосных установок и агрегатов цементировочных, промывочно-продавочных и для гидроразрыва нефтяных пластов
Параметры | Установка, агрегат |
||||||||
АНЦ-500 | АНЦ-320 | УЦП | ПА-80 |
АНП-320 | УНК |
УHБЭ-250x40 | УHБ-160x32 |
УHБ1-160x63 | |
Монтажная база |
Автошасси |
Рамное | Автошасси |
||||||
КрАЗ |
КамАЗ | Урал |
КрАЗ | КамАЗ |
основание | КрАЗ, Татра |
КрАЗ, Урал | ||
Отбираемая для привода | 135 | 110 | 80 | 110 | 250 | 108 | 125 | ||
насосов мощность (полез | |||||||||
ная), кВт | |||||||||
Тип насоса высокого |
Трехплун |
Двухпоршневой | Двухпор- | Двухпоршневой |
Трехплун | Двухпоршне |
Трехплун | ||
давления | жерный | НЦ320 | шневой | НЦ320 | жерный 14Т |
вой НЦ320 | жерный 14Т2 |
||
ЗНП 180 | НБ80 |
или Н-200 | (9Т) | ||||||
Привод насоса высокого |
От ходового двигателя автомобиля |
Тиристорный | От ходового | От ходового | |||||
давления | электропри- |
двигателя | двигателя |
||||||
вод |
автомобиля | ЯМЗ-238М | |||||||
Наибольшее давление |
50,0 | 40,0 | 12,0 | 40,0 | 45,0 |
32,0 | 63,0 | ||
нагнетания, МПа | |||||||||
Наибольшая подача |
23,0 | 26,0 | 10,8 | 26,0 | 28,0 |
26,0 | 22,8 | ||
(идеальная), дм3/с | |||||||||
Тип водоподающего насоса | Центробежный насос | - | - |
- | - | ЦНС38-154 | ЦНС38-154 | ||
(блока) | ЦНС38-154 | с двигателем ЗМЗ-511 | |||||||
Вместимость мерного бака, м3 |
6,0 | 5,0 |
4,0 | 6,0 | 5,0 |
- | 6,0 | 5,0 |
|
Габаритные размеры |
10 150x | 10 150x | 8600x | 7875x | 10 150x |
8600x | - | 10 150x2700 | 9900x2500x |
L x B x H, мм | x2700x |
x2700x | x2500x | x2500x | x2700x | x2500x | x | x3700 | |
x3225 | x3225 | x3600 | x2980 | x3225 |
x3600 | x3225 | |||
Масса, кг | 15 000 | 16 000 | 15 200 |
10 500 | 15 000 | 14 500 | 6800 | 16 000 | 16 970 |
Параметры |
Установка, агрегат | |||||||
УНБ1-320х63 | УНБ1Р-320х63 |
УНБ2В-400х70 | АЦ-32 |
ППА-200 | АН-СИН-31 |
ЦА-СИН-33 | СИН-34 | |
Монтажная база |
Автошасси | Рамное |
Автошасси |
|||||
КрАЗ |
основание | КЗКТ |
КрАЗ | КрАЗ |
КрАЗ, | КрАЗ |
Урал | |
Урал | ||||||||
Отбираемая для приво-да | 360 |
370 | 108 | 91,9 |
450,0 | 120 | ||
мощность насосов | ||||||||
(полезная), кВт | ||||||||
Тип насоса высокого | Трехплунжерный 14Т1 |
Трехплун | Двухпор |
Двухпор- | Трехплун | Трехплунжерный | ||
давления |
жерный | шневой |
шневой | жерный | СИН-32-НН | |||
НПТ235/70 | НПЦ-32 | АПЦ-32 | СИН-31-НН |
|||||
Привод насоса высоко-го | От силового агрегата | От ходового | От ходового | От сило- | От ходового двигателя | |||
давления |
В2-500ТК-С4 | двигателя | двигателя автомобиля |
вого агре- | автомобиля | |||
ЯМЗ-8424 и | гата |
|||||||
силового аг- |
В2-800ТК- | |||||||
регата | С3 | |||||||
Наибольшее давление |
63,0 | 70,0 | 32,0 |
32,0 | 70,0 | 32,0 | 24,0 | |
нагнетания, МПа | ||||||||
Наибольшая подача | 34,0 | 44,6 | 23,0 |
21,0 | 18,0 | 16,5 |
17,4 | |
(идеальная), дм3/с | ||||||||
Тип водоподающего насо | ЦСН60-198 | - | ЦНС105-98 |
ЦНС38- | - | - |
ЦНС38-132 | - |
са (блока) |
154 | |||||||
Вместимость мерного бака, м3 | 5,5 | 6,0 |
6,4/0,25 | 5,0 | - |
6,0 | 0,5 | |
Габаритные размеры | 10 550х2500х | 7000х2500х | 14 400х2880х | 10 550х | 9900х | 9800х | 9700х |
7995х |
L х B х H, мм | х3500 | х2700 |
х4500 | х2650х |
х2500х | х2900х |
х2500х | х2500х |
3300 |
х3700 | х3700 |
х1800 | х2715 | ||||
Масса, кг | 21 385 | 10 870 | 47 000 | 16 610 |
16 970 | 19 500 | 15 000 | 11 700 |
Изготовители: АНЦ-500, АНЦ-320, ПА-80, УЦП, АНП-320, УНК - АО “Ижнефтемаш”; УНБ-160х32 - АОО “Костромской завод “Строймашина”; УНБЭ-250х40, УНБ-160х32, УНБ1-160х63, УНБ1-320х63, УНБ1Р-320х63 - НПАК “Ранко”; УНБ2В-400х70 - АООТ ВЗБТ; АЦ-32, ППА-200 - АО “Первомайскхиммаш”; АН-СИН-31, СИН-34, ЦА-СИН-35 - фирма “Синергия”.
6.2. УСТАНОВКИ И АГРЕГАТЫ ДЛЯ КИСЛОТНОЙ ОБРАБОТКИ СКВАЖИН
Установка УНЦ-125х32К (УНК-125х50К) предназначена для транспортирования и нагнетания в пласты кислотного раствора при обработке призабойной зоны скважины.
Закачиваемая жидкость: вода, растворы солей плотностью до 1,6 г/см3, серная (65 %-ная) и соляная (21 %-ная) кислоты, смеси кислот: соляной с плавиковой (5 % от объема HCl) и уксусной (2 % от объема HCl).
Установка включает трехплунжерный насос высокого давления емкость из стеклопластика, армированного тканью, обвязку всасывающих и напорных трубопроводов из кислотостойких материалов повышенной прочности.
Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-65101, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода насоса высокого давления. По желанию потребителя возможен монтаж на шасси автомобиля марки “Урал-4320”.
Агрегат кислотной обработки скважин АНЦ-32/50 предназначен для транспортирования ингибированной соляной кислоты и нагнетания в скважины жидких сред при солянокислотной обработке призабойных зон скважин.
В состав агрегата входят трехплунжерный насос высокого давления, емкость, трубопроводы обвязки насоса с емкостью, напорный трубопровод с шарнирными коленами для обвязки агрегата с устьем обрабатываемой скважины.
Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-65101, при этом двигатель автомобиля с помощью трансмиссии последнего, коробки отбора мощности и двухскоростной двухвальной коробки передач используется в качестве привода насоса высокого давления.
Установка для кислотной обработки скважин СИН-32 предназначена для транспортирования и нагнетания в пласты кислотного раствора при обработке призабойной зоны скважины.
Установка включает трехплунжерный насос высокого давления, емкость, обвязку всасывающих и напорных трубопроводов из кислотостойких материалов повышенной прочности. На установке смонтированы также электронный уровнемер показания уровня кислоты и датчик давления.
Монтажной базой для размещения оборудования установки служат шасси автомобилей КрАЗ-65101 или “Урал-555716-30”, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода насоса высокого давления.
Краткие технические данные установок приведены в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Технические параметры установок (агрегатов) для кислотной обработки скважин
Тип установок | |||
Параметры | УНЦ-25х32К (УНЦ-25х50К) | АНЦ-32/50 |
СИН-32 |
Монтажная база | Автошасси |
Автошасси | Автошасси |
КрАЗ-65101 или Урал-4320 | КрАЗ-65101 | КрАЗ-65101 или Урал-555716-30 |
Параметры | Тип установок | ||
УHЦ-125x32К (УHЦ-125x50К) |
АНЦ-32/50 | СИН-32 | |
Тип насоса высокого давления Полезная мощность насоса, кВт Наибольшее давление, МПа Наибольшая подача (идеальная), дм3/с Вместимость цистерны, м3 Диаметр трубопроводов, мм: всасывающего напорного Габаритные размеры (на базе КрАЗа), мм Масса, кг |
Трехплунжерный Н200К 125 32,0 (50,0) 16,5 6,0 100 50 9530x2500x3750 23 890 |
Трехплунжер-ный ЭНП 32-50 100 32,0 19,3 7,5 100 50 9520x2500x3300 14 970 |
Трехплунжерный СИН-32НН 120 50,0 15,8 4,9-6,0 100 45 9520x2500x3300 14 400 |
Изготовители: УHЦ-125x32К (УHЦ-125x50К) - НПАК “Ранко”; АНЦ-32/50 - АО “Первомайскхиммаш”; СИН-32 - фирма “Синергия”.
НАСОСНО-БУСТЕРНЫЕ, КОМПРЕССОРНО-МЕМБРАННЫЕ, АЗОТНЫЕ
Установка бустерно-насосная компрессорная УНБ 125x40 БК пред- назначена для нагнетания газожидкостных смесей с высоким газосодер- жанием и жидкостей при выполнении следующих технологических операций:
вскрытии продуктивных пластов при бурении с промывкой пеной и вызов притока;
освоении скважин с использованием попутного газа или инертных газов при применении в комплекте с компрессорно-мембранной установкой для обогащения воздуха азотом;
проведении внутрискважинных работ с промывкой пеной, включая капитальный ремонт скважин, пенокислотную обработку коллектора, промывку песчаных пробок;
перекачке по внутрипромысловой системе трубопроводов продукции скважин, включая попутный газ;
цементировании обсадных колонн с применением пеноцемента; пневмоиспытаниях нефте- и газотрубопроводов и другого нефтепромыслового оборудования;
запуске газовых скважин.
Установка включает бустерный насос высокого давления, воздушный компрессор, подпорный и дозирующий насосы, мерную емкость и манифольд.
Монтажной базой для размещения оборудования установки слу- жит шасси автомобиля КрАЗ-65101, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода бустерного насоса марки 14ТБ (или 9ТМБ), воздушного компрессора марки 4ВУ1-5/9, К5 (или АВШ-6/8), а также подпорного НБ320/10 (или 1.1.ПТ32) и дозирующего (1.1.ПТ14) насосов.
Технические данные установки приведены в табл. 6.3.
Технические параметры насосно-бустерных, компрессорно-мембранных, азотных
установок (комплексов)_
Тип установки (комплекса) | |||||
Параметры | УНБ- 125х40 | УБНКА-9/160 (УБН-160х40 и УКИ-9/15) | УБНКА-9/250 (УБ14-125-25-Г или УБ9-125-20-К и УКИ-9/15) | ||
УБН- 160х40 |
УКМ- 9/15 | УБ9-125-20-К | УБ14-125-25-Г | ||
Монтажная база Тип (бустерного) |
Трехплун- | Двухпор- |
Автошасси | Двухпор- | Трехплун |
насоса высокого | жерный 14ТБ | шневой |
шневой | жерный 14Т2- | |
давления | или |
9ТМБ | 9Т-Б |
Б | |
Мощность насоса, кВт | двухпоршневой 9ТМБ 108 | 108 | 108 |
125 | |
Тип воздушного | 4ВУ1-5/9, | - |
2ВМ4-15/ | 4ВУ1-5/9 | - |
компрессора Тип блока газораздели | К5 или АВШ-6/8 |
25С оппозит-ный трехступенчатый с приводом от двигателя шасси МВа-0,54 | |||
тельного Тип подпорного насоса | НБ320/10 | НБ- |
мембранный | НБ4- |
НБ4-320/10 |
Тип дозирующего на | или1.1ПТ32 1.1ПТ14 | 4/160/63 НБ4- |
160/63 НБ-160/63 |
НБ4-320/10 | |
соса (для пены) Объем емкости, м3 | 6,0 | 160/63 6,0 |
6,0 | 6,0 | |
Режим нагнетаемой |
Газоводяная | Воздух,инерт- | Воздух, | Воздух, инертная азотно | |
среды | смесь, пена |
ная азотно | инертная |
кислородная смесь, про- |
|
При нагнетании воздуха: наибольшая подача | 6,5 |
кислородная смесь,промыс-ловые идкости, попутные и природные газы, газоводонефтяная смесь 15 |
азотнокислородная смесь 15 |
мысловы попутные и п газоводоне 6,1 | е жидкости, риродные газы, фтяная смесь 100 |
воздуха, м3/мин наибольшая подача | 90/15 |
6,1 | |||
воды (пены), дм3/мин наибольшее давле |
20 | 40,0 | 2,5 | 20,0 | 25,0 |
ние, МПа Газосодержание % Расход воды, м3/ч | До 9 | 9,3 | До 99,3 |
До 99,3 | |
- |
До 6,3 | До 6,3 | До 2,2 | ||
Степень аэрации (отношение объема воздуха к объему воды в нормальных условиях): при нагнетании | 20-320 |
370 | |||
пены при нагнетании | 20-100 |
- | - |
100 | - |
инертной азотнокислородной смеси Подача инертной | 9,0 |
9,0 | 9,0 | 9,0 |
|
смеси, м3/мин Наибольшее давление, | _ | До 40 | До 1,8 | До 20 |
До 25 |
МПа Концентрация (об.), %: |
Тип установки (комплекса) | |||||
Параметры | УНБ- | УБНКА-9/160 (УБН-160х40 и УКИ- | УБНКА-9/250 (УБ14-125-25-Г или УБ9-125-20-К и УКИ- | ||
125x40 |
9/15) | 9/15) |
|||
УБН-160х40 |
УКМ-9/15 | УБ9-125-20-К |
УБ14-125-25-Г | ||
азота | - | - |
87-97 | 87-97 | 87 |
кислорода | - | - | Не более 12 |
- | - |
Газосодержание, % | - | До 98,8 | До 98,8 |
- | |
Расход воды, м3/ч | - |
Не более 6,3 | Не более 6,3 |
- | |
При нагнетании при | |||||
родного, факельного и |
|||||
попутного газа, не со | |||||
держащего сероводо | |||||
род и избыточном |
|||||
давлении на приеме до | |||||
6 (до 10) МПа: | |||||
подача газа, |
35 | 35 | 54 |
100 | |
м3/мин |
(до 10 МПа) | ||||
наибольшее давле |
- | До 63 | До 30 | До 20 | До 25 |
ние, МПа | |||||
Газосодержание, % | - | До 99,7 | До 99,77 | До 99,7 |
|
Расход воды, м3/ч |
- | Не более 6,3 |
Не более 6,3 | Не более 6,3 | |
При работе установки | |||||
в насосном режиме: | |||||
наибольшее давле | 63,0 | 40,0 |
- | 25,0 | |
ние нагнетания, | |||||
МПа |
|||||
наибольшая подача | 22,8 |
21,5 | - |
26,0 | 17,2 |
(идеальная), дм3/с | |||||
Габаритные размеры, | 10 150х2700х | 9900х2500х | 10 550х2750х | 10 150х2700х |
9900х2500х |
мм |
х3225 | х3700 | х3760 | х3225 | х3700 |
Масса, кг | 17 000 |
16 000 | 20 000 | 16 000 | 17 500 |
Изготовитель насосно-бустерных, компрессорно-мембранных, азотных установок - НПАК “Ранко”.
Установка насосно-бустерная УБН-160х40 (рис. 6.5) предназначена для нагнетания промысловых жидкостей, природного и попутного газа, газоводонефтяных смесей под давлением до 40 МПа, а также для приема и нагнетания инертной в контакте с углеводородной среде азотно-кислородной смеси в скважину или другой объект.
Установка включает двухпоршневой насос высокого давления, оснащенный для нагнетания газов и газожидкостных смесей бустерным устройством, дозировочный насос, смонтированный на месте водоподающего насоса и обвязанный на приеме с мерной емкостью установки, а на выкиде - с бустерным насосом.
Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-65101, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода двухпоршневого насоса марки 9Т с бустерным устройством и дозировочного насоса марки НБ4-160/63.
Установка оснащена системой контроля за следующими параметрами: давлением на приеме и на выкиде установки; давлением на выкиде дозировочного насоса; числом оборотов дизеля.
Технические данные установки приведены в табл. 6.3.
Установка компрессорно-мембранная УКМ-9/15 предназначена для обеднения воздуха кислородом до взрывобезопасной в контакте с углеводородом средой (газом, нефтью) концентрации и подачи такой инертной смеси под давлением 1,5 МПа на прием насосно-бустерной установки или компрессора высокого давления.
Установка может применяться самостоятельно в случаях, когда имеется необходимость в сжатом воздухе давлением до 2,5 МПа или азотно-кислородной смеси с содержанием азота до 97 % при давлении 1,3—1,8 МПа.
Применяется установка при строительстве и эксплуатации нефтяных и газовых скважин в следующих технологических операциях:
вызове притока флюида опорожнением при освоении скважин;
опрессовке трубопроводов и оборудования;
испытании эксплуатационных колонн на герметичность понижением уровня;
вскрытии продуктивных пластов с использованием газожидкостных смесей (пен и аэрированных жидкостей);
цементировании с использованием аэрации и пеноцементов;
пенокислотной обработке призабойной зоны;
промывке песчаных пробок пеной.
Установка УКМ-9/15 включает воздушный оппозитный трехступенчатый компрессор с приводом от двигателя шасси и газоразделительный мембранный блок, обеспечивающий обогащение воздуха азотом до взрывобезопасной концентрации.
Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-260, двигатель автомобиля используется в качестве привода оппозитного трехступенчатого компрессора марки 2ВМ4-15/25С.
УКМ-9/15 оснащена системой автоматики, обеспечивающей ее защиту от перегрузок по следующим параметрам: превышению давления и температуры по ступеням компрессора; снижению содержания азота (превышению содержания кислорода) по сравнению с установленным пределом; падению давления масла в системе смазки компрессора; превышению температуры охлаждающей компрессор жидкости.
Технические данные установки приведены в табл. 6.3.
Установка самоходная бустерная насосно-компрессорная газовая УБ9-125-20-К предназначена для нагнетания газожидкостных смесей с использованием атмосферного воздуха, промыслового (природного, попутного газа с содержанием сероводорода не более 6 %) газа или азота от внешних источников с давлением не менее 0,5 МПа и жидкостей (при предельном давлении нагнетания до 20 МПа) при выполнении технологических операций строительства, эксплуатации и капитального ремонта скважин.
Установка включает бустерный насос высокого давления, компрессор, подпорный насос, мерную емкость, трубный теплообменник и манифольд.
Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-250, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода бустерного насоса марки 9Т-Б, воздушного компрессора марки 4ВУ1-5/9, а также подпорного насоса НБ4-160/63.
Технические данные установки приведены в табл. 5.3.
Установка самоходная бустерная насосно-компрессорная газовая УБ14-125-25-Г предназначена для нагнетания газожидкостных смесей с использованием атмосферного воздуха, промыслового (природного, попутного газа с содержанием сероводорода не более 6 %) газа или азота от внешних источников с давлением 0,5-10 МПа и жидкостей (при предельном давлении нагнетания до 25 МПа) при выполнении технологических операций строительства, эксплуатации и капитального ремонта скважин.
Установка включает бустерный насос высокого давления, подпорный насос, мерную емкость, успокоитель потока, нагнетательный, приемный и вспомогательные трубопроводы, приемный газопровод.
Монтажной базой для размещения оборудования установки служит шасси автомобиля КрАЗ-250, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода бустерного насоса марки 14Т2-Б, а также подпорного насоса НБ-320/10.
Технические данные установки приведены в табл. 6.3.
Установки (комплексы) бустерно-насосные компрессорные азотные УБНКА-9/160 и УБНКА-9/250 предназначены для обеднения воздуха кислородом до взрывобезопасной концентрации в условиях азотно-кислородной смеси и нагнетания этой смеси в скважину или другой объект в ходе выполнения технологических операций.
Область применения установок типа УБНКА - строительство и эксплуатация нефтяных и газовых скважин. Круг выполняемых при этом технологических операций определяется технической возможностью использования в работе конструктивно связанных между собой их основных составляющих элементов - двух самоходных агрегатов (установок): компрессорно-мембранной установки УКМ-9/15 производительностью 9 м3/мин при давлении до 1,5 МПа; бустерно-насосной установки УБH-160x40 для УБНКА-9/160 и УБ14-125-25-Г (или УБ9-125-20-К) для УБНКА-9/250.
Технические данные установки приведены в табл. 6.3.
6.4. САМОХОДНЫЕ КОМПРЕССОРНЫЕ СТАНЦИИ
Компрессорные станции предназначены для сжатия атмосферного воздуха и нагнетания сжатого воздуха в процессе бурения скважин и вскрытия продуктивных нефтяных, газовых и газоконденсатных пластов с использованием газообразных агентов (воздуха, аэрированных буровых растворов и пен), освоения и капитального ремонта скважин, испытания и очистки нефте- и газопроводов, а также (при необходимости применения сжатого воздуха в случаях, указанных в технической характеристике) при проведении инженерно-строительных, ремонтных, дорожных и других работ.
Самоходная компрессорная станция СД-9/101М (рис. 6.6). Все оборудование станции смонтировано на общей раме, установленной на шасси ав-
Рис. 6.6. Самоходная компрессорная станция СД-9/101М:
1 - шасси автомобиля КрАЗ-250; 2 - капот; 3 - глушители; 4 - система охлаждения дизеля; 5 -пульт управления; 6 - установка двигателя; 7 - аккумуляторный ящик; 8 - система подогрева; 9 - воздухопровод; 10 - компрессор; 11 - система охлаждения компрессора; 12 - система продувок; 13 - блок охлаждения; 14 - рама станины
томобиля КрАЗ, и защищено от воздействия атмосферных осадков съемным капотом.
Сжатие воздуха на станции осуществляется поршневым оппозитным двухрядным четырехцилиндровым четырехступенчатым компрессором с двумя независимыми системами смазки: механизма движения и цилиндров.
Привод компрессора осуществляется с помощью 12-цилиндрового V-образного дизельного двигателя через фрикционную муфту и эластичную муфту с резинокордной оболочкой.
Компрессор и дизельный двигатель оснащены всеми системами, необходимыми для нормальной работы станции.
Автоматические системы станции обеспечивают контроль за ее работой, аварийную защиту, сигнализацию и освещение пульта управления и подкапотного пространства.
Предпусковой подогрев дизельного двигателя и компрессора при температуре окружающей среды ниже +5 °С производится подогревателем и выхлопными газами двигателя автомобиля.
Системы охлаждения дизельного двигателя и компрессора раздельные, замкнутые, жидкостные, блок охлаждения охлаждает масло дизельного двигателя и охлаждающую жидкость систем охлаждения дизельного двигателя и компрессора.
Для удобства осмотра и обслуживания станции в капоте по бокам и спереди установлены двери.
В комплект станции входит трубопровод длиной 25 м для подсоединения к скважине. В транспортном положении трубопровод крепится под рамой станции.
Станция оборудована знаками безопасности дорожного движения. Климатическое исполнение станции - VI.
Техническая характеристика
Сжимаемый газ.................................................................................... Воздух
Производительность, приведенная к начальным условиям, м3/с (м3/мин)0,15 (9)
Давление воздуха, МПа (кгс/см2):
начальное........................................................................................ Атмосферное
конечное, не более......................................................................................................................................................9,91 (101)
Температура воздуха, К (°С):
начальная (в пределах)........................................................................................................................................233 (-40)^318 (45)
на выходе из станции, не более..................................................................................................................353 (80)
Номинальная мощность приводного дизеля, л.с............................................................................300
Полная масса станции в заправленном состоянии, кг..............................................................20 000
Наибольшая скорость передвижения по промышленным дорогам, км/ч.... 68
Самоходная компрессорная станция СД-9/220 (рис. 6.7). Все оборудование станции смонтировано на общей раме, установленной на шасси автомобиля КрАЗ, и защищено от воздействия атмосферных осадков съемным капотом.
Сжатие воздуха осуществляется поршневым оппозитным двухрядным пятицилиндровым пятиступенчатым компрессором с двумя независимыми системами смазки механизма движения и цилиндров.
Привод компрессора осуществляется с помощью 12-цилиндрового V-образного дизельного двигателя через фрикционную муфту и эластичную муфту с резинокордной оболочкой.
Компрессор и дизельный двигатель оснащены всеми системами, необходимыми для нормальной работы станции.
Автоматические системы станции обеспечивают контроль за ее работой, аварийную защиту, сигнализацию и освещение пульта управления и подкапотного пространства.
Предпусковой подогрев дизельного двигателя и компрессора при температуре окружающей среды плюс 5 °С производится подогревателем и выхлопными газами двигателя автомобиля.
Системы охлаждения дизельного двигателя и компрессора раздельные, замкнутые, жидкостные. Блок охлаждения охлаждает масло дизельного двигателя и охлаждающую жидкость систем охлаждения дизельного двигателя и компрессора.
Для удобства осмотра и обслуживания в капоте по боковым сторонам и спереди установлены двери.
В комплект станции входит трубопровод длиной 25 м для подсоединения к скважине. В транспортном положении трубопровод крепится под рамой станции. Станция оборудована знаками безопасности дорожного движения.
Климатическое исполнение станции рядовое и экспортное - VI, тропическое - Т.
Рис. 6.7. Самоходная компрессорная станция СД-9/220:
1 - шасси автомобиля; 2 - капот; 3 - пульт управления; 4 - блок охлаждения; 5 - глушители; 6 - компрессор; 7 - рама станции; 8 - аккумуляторный ящик; 9 - установка двигателя; 10 - система подогрева; 11 - система продувок; 12 - система охлаждения дизеля; 13 - воздухопровод; 14 -система охлаждения компрессора
Техническая характеристика
Сжимаемый газ.................................................................................... Воздух
Производительность, приведенная к начальным условиям, м3/с (м3/мин)0,15 (9)
Давление воздуха, МПа (кгс/см2):
начальное........................................................................................ Атмосферное
конечное, не более......................................................................................................................................................9,91 (101)
Температура воздуха, К (°С):
начальная (в пределах)........................................................................................................................................233 (-40)^318 (45)
на выходе из станции, не более..................................................................................................................353 (80)
Номинальная мощность приводного дизеля, л.с............................................................................300
Полная масса станции в заправленном состоянии, кг..............................................................21 000
Наибольшая скорость передвижения по промышленным дорогам, км/ч.... 40
Изготовитель - ОАО “Компрессорный завод” (г. Краснодар).
Кроме того, этот завод выпускает передвижные компрессорные станции СД-19/8 и компрессорные станции без шасси на салазках (переносные) (табл. 6.4).
Азотная компрессорная станция на базе компрессора СД-9/101М (рис.
6.8). Предназначена для взрывобезопасного освоения газовых, газоконденсатных и нефтяных скважин, очистки забоев скважин от скопления
Модель | Произ водитель | Давле ние, |
Мощ ность |
Габаритные размеры, мм | Мас | Шасси | ||
станции | ность, м3/мин | кгс/см2 | привода, л.с. |
дли на | ши рина | высо та | са, кг | |
Для сжатия воздуха | ||||||||
СД- 9/101М | 9 | 101 | 300 | 10 000 | 2500 |
3600 | 20 000 |
Автомобиль КрАЗ |
СД-9/220 | 9 | 221 |
300 | 10 000 | 3070 | 3600 | 21 000 | |
СД-19/8 | 19 | 8 | 300 | 10 000 |
2500 | 3600 | 19 600 |
“ |
НД-9/101 |
9 | 101 | 300 |
6000 | 2800 | 2900 | 12 000 | Без шасси на салазках |
НД-9/220 |
9 | 221 | 300 |
6000 | 3370 | 2900 | 13 000 | “ |
НД-19/8 | 19 | 8 Для | 300 получения и |
6000 сжатия | 2800 азота | 2900 | 11 800 | |
СДА- 5,0/101 |
5 | 101 | 300 |
10 700 | 2500 | 3600 | 23 000 |
Автомобиль КрАЗ |
СДА- 5,0/220 | 5 |
221 | 300 | 10 700 |
3070 | 3600 | 24 000 | |
НДА- 5,0/101 |
5 | 101 | 300 |
7000 | 2800 | 2900 |
15 000 | Без шасси на салазках |
НДА- 5,0/220 | 5 | 221 |
300 | 7000 | 3370 | 2900 | 16 000 |
жидкости и песка. Может быть использована для подачи инертной газовой смеси при испытании и ремонте трубопроводов, резервуаров и оборудования, эксплуатирующихся во взрывоопасных средах. Изготавливается путем дооснаще-ния воздушного компрессора СД-9/101М специальным газоразделительным блоком, обеспечивающим получение азота из атмосферного воздуха.
Станция прошла межведомственные приемные испытания в 1997 г. Госгортехнадзором РФ согласован ее серийный выпуск.
Техническая характеристика
10000
2 3 4 5 6 7 6 3 tO 11 1Z 13 14-
Рис. 6.8. Азотная компрессорная станция на базе компрессора СД-9/101М:
1 - шасси автомобиля КрАЗ; 2 - капот; 3 - глушители; 4 - система охлаждения дизеля; 5 - пульт управления; 6 - установка двигателя; 7 - аккумуляторный ящик; 8 - система подогрева; 9 - воздухопровод; 10 - компрессор; 11 - система охлаждения компрессора; 12 - система продувок; 13 -блок охлаждения; 14 - рама станины; 16 - блоки выработки азота
Давление азота на выходе, МПа
Концентрация кислорода в азоте, % (об.)
Минус 50 КрАЗ-65101
Точка росы азота, °С Шасси.....................
Дизель 2Д12БС2
Привод компрессора
Габаритные размеры, м
10x2,5x3,7
8
Срок службы, годы
Атмосферный воздух сжимается в первых двух ступенях компрессора и без какой-либо специальной подготовки подается в газоразделительный блок, происходит его осушка и обеднение по кислороду. Азот выводится из блока в высокоатмосферные ступени компрессора для дальнейшего сжатия, а отработанный воздух с повышенным содержанием кислорода и влаги периодически выбрасывается через специальный трубопровод в атмос-феру.
В пульте контроля газоразделительного блока предусмотрен датчик контроля концентрации кислорода. На лицевой панели находятся показывающий прибор и сигнальные лампы, с помощью которых контролируется содержание кислорода в вырабатываемом азоте. При превышении допустимой концентрации кислорода происходит автоматическая остановка компрессора станции.
Азотные компрессорные станции выпускаются в передвижном и стационарном вариантах. На базе газоразделительных блоков с использованием других компрессоров изготавливаются азотные установки разной производительности, чистоты и давления подачи азота.
Изготовитель - Научно-производственное предприятие “Атомконверс”.