3.3. техническое обслуживание и ремонт подводных переходов

3.3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Согласно правилам эксплуатации магистрального трубопровода основными способами поддержания его работоспособного состояния при заданных параметрах надежности являются техническое обслуживание и ремонт. Стратегия технического обслуживания требует противопоставить каждой возможной ситуации на подводном переходе адекватные контрмеры. В штатном режиме эксплуатации задачей технического обслуживания магистрального нефтепровода на подводном переходе является поддержание его работоспособного состояния путем устранения обнаруженных отклонений от нормативных требований, а также проведение профилактических мероприятий на случай возможного отказа и утечки нефти.

Для более точного отслеживания ситуации на подводных переходах различными авторами предлагалось оборудовать их долговременными стационарными устройствами контроля за оголением трубы.

Однако до настоящего времени предлагаемые системы не нашли практического применения. К основным факторам, ограничивающим применение подобных систем, следует отнести высокую стоимость работ по оснащению действующих подводных переходов, сопоставимую порой со стоимостью прокладки новых трубопроводов, недостаточную надежность, сложность в обслуживании и контроле неисправности. Кроме того, даже при условии безотказного функционирования такая система только сообщает о возникновении неблагоприятной ситуации, но не предупреждает заранее о ее приближении. Поэтому времени для предупредительных мер в этом случае не остается.

Эффективное решение указанных задач возможно только при наличии достоверной информации, достаточно полно описывающей ситуацию на подводном переходе на различных этапах жизненного цикла нефтепровода. Прослеживая тенденцию развития ситуации на переходе, можно прогнозировать ее характеристики на некоторое время вперед, обеспечивая тем самым необходимый резерв времени для принятия необходимых контрмер. Очевидно, что от полноты информации зависит правильность прогноза и, в конечном итоге, эффективность принимаемых мер. Поэтому для сбора данных, в той или иной мере характеризующих состояние подводного перехода, необходимо использовать максимум достоверных источников.

Среди них основными следует считать техническую документацию и результаты изысканий разного вида, данные наружного приборного обследования, внутритрубной диагностики, аэрокосмических наблюдений.

Наибольшая отдача от вкладываемых средств в информационное обеспечение технического обслуживания и ремонта могла быть получена в том случае, если все виды деятельности по сбору данных, их постоянному хранению и обработке, а также доведению информации до конечного пользователя осуществляются в рамках единой географической информационной системы (ГИС).

Основным фактором, отличающим ГИС от других информационных систем, является использование координат в тесной связи с данными для анализа, количественной и качественной оценки ситуации.

Пространственно-распределенная информация хранится в виде географических слоев (трубопровод, рельеф, русловые процессы, хозяйственная деятельность и т.п.), которые совмещаются в любой последовательности и подвергаются обработке с использованием ряда аналитических процедур.

Хранящиеся в ГИС данные могут использоваться как для простого просмотра, так и для организации сложных тематических запросов и расчетов.

Рассмотрим, например, систему диагностики и прогнозирования состояния подводных переходов в ОАО "Сибнефте-провод", самом крупном предприятии по транспортированию нефти в системе АК 'Транснефть1'. Эта система [26] представляет собой совокупность технологических процессов, методических и программных средств и организационных мероприятий. Система диагностики состоит из подсистем, позволяющих реализовывать информационное обеспечение при решении экспертных задач.

В подсистему сбора и подготовки данных входят технологии получения информации и формирования массивов данных по параметрам состояния подводных переходов.

В базу данных входят проектно-справочная, исполнительная, нормативно-техническая, оперативная информация, а также данные внутритрубной диагностики трубопроводов.

Экспертная подсистема состоит из программных средств, позволяющих реализовать такие функции:

расчет напряженно-деформированного состояния любого выбранного участка трубопровода;

расчет интенсивности влияния процессов на подводный переход;

составление ведомостей по выбранным реквизитам; расчет площадей возможного загрязнения акватории и береговой зоны в аварийной ситуации; проектирование ремонтных работ;

другие функции, позволяющие реализовать информационное обеспечение базы данных.

Система диагностики отвечает таким критериям качества информации, как объективность и однозначность, точность, полнота в пределах требований принимаемого решения, своевременность поступления, доступность, единство терминологии.

Система диагностики подводных переходов построена на следующих принципах:

основным инструментом получения информации являются приборные методы и технологии наружной диагностики;

регламент приборных обследований должен обеспечивать режим регулярного наблюдения за стабильностью ситуации;

регламент наружных приборных обследований должен быть спланирован в соответствии с решаемыми задачами и в расчете на максимальное использование возможности проведения работ в летнее или зимнее время;

оборудование каждого перехода долговременными сооружениями для проведения инспекции, в том числе внутритруб-ной, и средствами постоянного наблюдения по индивидуальному проекту;

использование единства системы линейных измерений для всех видов диагностики, обеспечивающей возможность сопоставления данных;

использование и развитие компьютерных методов и средств обработки, хранения и экспертной оценки информации;

использование в экспертных задачах только апробированных методик прогнозирования, регламентированных соответствующей нормативно-технической документацией;

развитие экспертных функций, позволяющих повысить уровень мер по защите перехода или режима наблюдения за процессами;

разработка организационных мероприятий по комплексу подводно-технических работ, включая единовременное приборное обследование и меры по защите всех коммуникаций, находящихся в технологическом коридоре трассы трубопровода, независимо от их ведомственной принадлежности;

внедрение на всех этапах работы системы контроля качества.

Система диагностики предполагает проведение таких мероприятий, как внутритрубная диагностика, аэро- и космическая фотосъемка, планировние ремонтно-строительных работ.

По своим функциональным свойствам и методам организации система диагностики подводных переходов регионального уровня является наиболее характерной.

Приборная инспекция подводных переходов осуществляется с помощью передвижных диагностических лабораторий, в составе которых имеются измерительная аппаратура, средства связи, жизне- и энергообеспечения, плавсредства и необходимые приспособления. Работа выполняется полевой бригадой специалистов.

В зависимости от вида транспортных средств передвижная лаборатория комплектуется в автомобильном, судовом или вертолетном вариантах. Автомобильный и судовой варианты используются при последовательном ведении инспекции небольшого числа подводных переходов. Вертолетный (облегченный) вариант комплектации предусматривает высадку полевой бригады в труднодоступных и отдаленных местах для выполнения работ на небольших переходах.

Система диагностики в ОАО "Сибнефтепровод" осуществлена путем установки и адаптации программных средств, обучения персонала, организации режима дальнейшего наблюдения за состоянием подводных переходов и информационного пополнения базы данных.

Причины возникновения аварийных ситуаций на переходах  »
Библиотека »