3.2. декларация безопасности объекта

3.2. ДЕКЛАРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА

В соответствии с '‘Положением о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации1' (постановление Правительства РФ № 675 от 1.07.1995 г.) для проектируемых и действующих объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью, разрабатывается декларация. Целью ее является обеспечение контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Декларация должна содержать:

анализ риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

оценку условий развития и их возможных последствий, в том числе выбросов в окружающую природную среду вредных веществ;

характеристику систем контроля за безопасностью; сведения об объеме и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала предприятия и населения о возникновении чрезвычайной ситуации;

сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов;

сведения о подготовке и поддержании в готовности к применению сил и средств;

сведения об обучении работников объекта способам защиты и действиям в чрезвычайных условиях.

Главным условием обеспечения надежности магистрального нефтепровода является гарантия того, что в течение всего периода эксплуатации не наступит ни одно из недопустимых предельных состояний.

Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 20 июня 1997 г. определил правовые, экономические и социальные основы безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов, направил предприятия на предупреждение аварий и обеспечение их готовности к локализации и ликвидации последствий этих аварий.

Аварии подводных переходов магистральных нефтепроводов наносят наиболее ощутимый ущерб. Поэтому первым шагом к повышению оценки опасности подводных переходов является определение степени риска аварийных выходов нефти и количественное определение ущерба, который может быть нанесен персоналу, занятому транспортом нефти, населению, материальным объектам и окружающей природной среде.

“Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах1' утверждена Минтопэнерго РФ 1 ноября 1995 г., а основы расчета приведены в "Методическом руководстве по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах" (приведены в [18]).

Декларация безопасности для действующего промышленного объекта разрабатывается в составе проекта. Она включает "Общую информацию": сведения об использовании отчетов по изысканиям в части сейсмичности района строительства, характеристик грунтов, природно-климатических и других внешних воздействий, обоснование численности персонала противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб с учетом возможности ликвидации последствий аварии.

В состав раздела "Анализ безопасности промышленного объекта1' включаются:

обоснование количества нефти, выходящей на поверхность;

обоснование рационального размещения оборудования и помещений с учетом соблюдения разрывов между секциями, местами хранения собранной нефти, пунктами размещения людей, участвующих в ликвидации аварий и проведении ремонтных и восстановительных работ; обоснование эвакуации персонала;

обоснование выбора стойкости конструкций от воздействия поражающих факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

обоснование рационального выбора технологических и технических решений с учетом снижения возможных уровней опасности от взрывов и пожаров;

оценка процесса аварии с точки зрения промышленной безопасности с описанием самого процесса и факторов, влияющих на его протекание;

данные о тепловых процессах, методы и средства предотвращения образования осадков, смол, опасных примесей с учетом способов их удаления.

При описании технических решений, направленных на обеспечение безопасности, дополнительно включаются решения по бесперебойному электрообеспечению и освещенности объекта в ночное время, безопасной доставке материалов.

В раздел об известных авариях включают данные, учитывающие возможные ошибочные действия персонала, о внешних воздействиях природного и техногенного характера, описание сценариев возможных аварий.

Оценка риска чрезвычайных ситуаций включает определение возможных последствий с учетом их вероятности, определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварии, оценку возможного числа материальных объектов, находящихся в зоне риска, оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии.

Выводы включают основные результаты анализа опасностей и риска, а также перечень разработанных мер по уменьшению риска аварий.

Для разработки регламента безопасности подводного перехода проводят комплексные обследования [25]. В этом случае к обследованию подключают все службы управления магистральных трубопроводов (отдел экплуатации, служба элек-трохимзащиты, управление по ликвидации аварий и др.).

Оценка действительного состояния объекта и прогноз его изменения во времени, выбор методов, устраняющих возникновение опасных состояний, производятся по специальным методическим указаниям и инструкциям. Существуют следующие виды контроля состояния подводных переходов: обследование трассы;

определение планово-высотного положения трубопровода и планово-высотного перемещения;

определение остаточной толщины стенки труб и напряженного состояния трубопровода в различных сечениях;

определение состояния изоляционного покрытия и основных характеристик защищенности трубопровода от коррозии (почвенная, электрокоррозия и т.п.);

определение физико-механических характеристик грунтов, окружающих трубопровод;

выявление величин отрицательной и положительной плавучести труб;

определение внешних силовых воздействий на трубопровод на участках различных категорий;

определение внутреннего давления и температуры стенок в контролируемых сечениях трубопровода.

Все виды обследований и измерений выполняют для отдельных участков подводных переходов по разработанным методикам с применением соответствующих технических средств контроля и в необходимом наборе [10].

Обследование начинают с рекогносцировки подводного перехода. В результате рекогносцировки опеределяют общее состояние трассы с точки зрения возможного воздействия окружающей природной среды на подводный переход и наоборот. Используют видеосъемку, фотографирование. Выбирают характерные точки и зоны воздействия, дающие представление об изменениях. Устанавливают границы участка с обязательной привязкой к пикетажу и высотной съемке.

Уточнение физико-механических характеристик грунтов выполняется в соответствии с классификацией их по РД 39-30-497 — 85. Определяются влажность, коэффициент пористости, объемная масса грунта в естественном состоянии, показатели консистенции и плотности, температура у стенки трубопровода в наиболее холодное и наиболее теплое время года. Физико-механические характеристики грунтов определяют на урезе и через 100 м вдоль оси трубопровода для труб диаметром, равным и большим 1000 мм.

Положение оси трубопровода фиксируется в абсолютных отметках с точностью не ниже III класса. Для подводных трубопроводов абсолютные отметки измеряют через 10 м.

Определяют напряжения в стенках труб, элементах конструкций (соединения и разветвления, переходы с одного диаметра на другой, углы поворота), а также на участках, потерявших устойчивость.

Сварные стыки на участках, изменивших состояние, должны быть проконтролированы физическими методами контроля (ультразвук и т.п.) сразу же после обнаружения изменений.

Все характеристики, измеряемые впервые, принимаются за начальные и обозначаются индексом "О1'.

Контроль электрохимзащиты коррозионного состояния трубопровода включает:

определение удельного электрического сопротивления грунтов;

определение анодных и катодных зон с ожидаемой степенью коррозии в грунтах характерных участков;

контроль состояния изоляционного покрытия путем измерения сплошности (по методу Пирсона), целостности и тол-ощины изоляции и переходного электрического сопротивления покрытия.

Коррозионное состояние определяют осмотром на переходах и пересечениях с трубопроводами с неудовлетворительным состоянием защитного покрытия, не обеспеченных непрерывной катодной поляризацией защитной величины.

Дополнительно на подводных переходах определяют типы русловых процессов, скорости течений и составляют эпюры поверхностных скоростей в плане и на глубине.

На болотах определяют состояние и соответствие балластировки по всей длине трубопровода. По результатам измерений балластировки определяют фактическую величину отрицательной плавучести труб и с учетом архимедовой силы, действительно необходимую отрицательную плавучесть для обеспечения устойчивости труб.

Для оценки несущей способности трубопроводов используют результаты внутритрубной диагностики, выполненной с помощью магнитных и ультразвуковых диагностических снарядов.

3.3. техническое обслуживание и ремонт подводных переходов  »
Библиотека »