1.4 техническая документация на строительство и эксплуатацию переходов

1.4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПЕРЕХОДОВ

Кроме основной нагрузки — внутреннего давления, достигающего 7,3 —9,8 МПа (75—100 кГс/см2) — существует множество различных дополнительных воздействий, оказываемых на подводные трубопроводы в зависимости от вида пе-

ресекаемых водных преград: течение, волны, переформирование русла, шуга, лед поверхностный, лед донный, якоря, волокуши и прочие. Поэтому на каждый подводный переход после завершения строительства составляют паспорт, который ведется на протяжении всего существования этого перехода. Паспорт содержит данные о переходе: протяженность (пикетаж), материал, диаметр и толщина стенок труб, величина испытательного давления, раскладка плетей труб по длине, тип изоляции и балластировки, дата сдачи в эксплуатацию, гидрологические и геологические условия, ширина и максимальная глубина водоема при различных горизонтах в створе, характерные деформации дна в паводок и межень, состояние защиты береговой линии.


Техническая документация на подводный переход включает проектные и исполнительные профили, план участка в горизонталях с расположением базисов и реперов и хранится в электронной базе данных, что позволяет получать результаты наблюдений за ряд лет и совмещать линии размывов и плановых деформаций дна с целью прогнозирования их развития.

Основные параметры, характеризующие состояние трубопровода, антикоррозионной защитной изоляции, электро-химзащиты, защиты от размыва дна и берегов, состояние постоянных сигнальных знаков охранной зоны и другое, анализируются на протяжении всего жизненного цикла трубопровода.

Трубопроводы, пересекающие водные преграды, иногда оказывают негативные воздействия на окружающую природную среду.

К негативным изменениям в окружающей природной среде при эксплуатации трубопроводов относятся:

разрушение почвенно-растительного слоя, нарушение естественных геологических и гидрологических условий в границах береговых и пойменных траншей;

возникновение и активация опасных русловых процессов, оврагов, разрушение береговых склонов;

ухудшение условий обитания гидробионтов из-за повышения мутности воды, уничтожения или сокращения нерестилищ, зимовальных ям и кормовых угодий рыб, водоплавающих птиц и других животных водоемов и прибрежной зоны;

загрязнение поверхностных вод и грунтов продуктами перекачки и горюче-смазочными материалами, подсланевыми водами плавучих средств и оборудования и хозяйственными бытовыми отходами (во время ремонтов и при ликвидации аварий).


Для контроля за негативными изменениями окружающей природной среды в результате эксплуатации трубопроводов необходимо проводить экологические наблюдения и изыскания, в результате которых оцениваются:

взаимное воздействие окружающей природной среды и проходящих в одном техническом коридоре соседних трубопроводов и других коммуникаций и технических сооружений;

рыбохозяйственная характеристика водоема на участке проведения аварийно-восстановительных и строительных работ;

характеристика почв, заболоченности и обводненности пойм, их гидрологической и дренажной систем.

В целях обеспечения экологической безопасности при эксплуатации подводных переходов предусматривают:

применение труб с повышенными прочностными характеристиками, эффективной противокоррозионной защитой из материалов, не наносящих вреда окружающей природной среде;

установку утяжеляющих балластных пригрузов, исключающих возможность всплытия трубопроводов в русле и на обводненных участках пойм;

вертикальную трассировку при замене трубопроводов для дополнительного заглубления их в дно водной преграды и пропуска очистных устройств и приборов внутритрубной диагностики;

крепление дна и откосов берегов, струенаправляющих сооружений из привозных или местных материалов, которые не могут нанести вред водоемам и их обитателям по допускаемым нормам предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ;

мероприятия по выявлению и исключению нерегламенти-рованных сбросов жидких нефтепродуктов из трубопроводов и сточных вод;

рекультивацию нарушенных земель, временно занимаемых под отвал грунта, устройство притрассовых резервов, временных дорог и площадок под землеройную технику и т.п.


Для проведения строительных работ на трассах, требующих дополнительного заглубления, следует использовать данные инженерных изысканий, срок давности которых не превышает двух лет.

Изучение гидрологических и геологических характеристик каждой водной преграды в зоне пересечения подводных переходов и прогнозирование деформаций русел и берегов должно производиться не реже 1 раза в 25 лет с начала эксплуатации.

При прогнозировании деформаций дна реки и переформирования берегов, диапазона плановых и глубинных изменений инженерно-геологическая съемка участка должна охватывать примыкающие зоны возможных деформаций и переформирований берегов (2—10 км от створа перехода или с захватом на реках по одной излучине вверх и вниз по течению).

Для выявления характера руслового процесса в общей тенденции русловой деформации производится сопоставление или совмещение планов, созданных по материалам промеров разных лет.

Для составления ленты планов за многолетний период подбираются планы, полученные примерно при одинаковых уровнях воды: если русло устойчивое — по одному плану через 2 года за период 10—15 лет, если русло неустойчивое — по одному плану на каждый год за период 5 — 8 лет.

1.5. охрана природы  »
Библиотека »