7.2. методические рекомендации по ликвидации аварий
7.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ
7.2.1. ЗАДАЧИ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
Руководствуясь Федеральным законом РФ "О промышленной безопасности опасных произведенных объектов" (статья 10), предприятия магистральных нефтепроводов обязаны в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организовывать аварийно-восстановительные службы (далее ABC) и приостанавливать эксплуатацию нефтепровода на аварийном участке.
ABC создаются на основании приказа по предприятиям магистральных нефтепроводов (МН).
В задачу ABC входит обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, а также ликвидация последствий стихийных бедствий на объектах МН [33].
За подразделениями ABC закрепляются приказом по ОАО МН участки (зоны обслуживания) трасс МН, подводные переходы, базы приема и отгрузки и НПС.
Каждая ABC должна укомплектовываться обслуживающим персоналом с учетом объема выполняемых работ, удовлетворяющим соответствующим квалификационным требованиям и не имеющим медицинских противопоказаний к указанной работе.
Аварийно-восстановительные службы обязаны выполнять следующие функции:
содержать в постоянной готовности все приданные им технические средства;
содержать все объекты линейной части в состоянии, отвечающем требованиям "Правил технической эксплуатации МН" и '‘Правил охраны магистральных трубопроводов";
осуществлять контроль за состоянием трассы на своем участке путем регулярного патрулирования;
проводить плановые работы по графику на своем участке с целью недопущения и предотвращения аварии;
Подводный переход — особый конструктивный элемент линейной части магистрального трубопровода, который представляет потенциальную опасность для окружающей среды. Поэтому в свое время был выпущен ряд нормативно-техни-ческих документов, определяющих правила проектирования, строительства и эксплуатации подводных переходов, общим принципом которых является предупреждение аварийных разливов нефти или выхода газа при сохранении эффективности трубопроводной системы. Однако разработчики этих документов не могли предусмотреть на много лет вперед всех возможных сценариев развития ситуации на подводных переходах, что в ряде случаев привело к значительным экономическим потерям.
К 2000 году возраст магистральных трубопроводов в Российской Федерации составил: до 20 лет — 27 %, до 20 — 30 лет — 32 %, более 30 лет — 41 %.
При планировании работ по обеспечению безопасности трубопроводных систем учитывают необходимость решения ряда социальных проблем.
Как и в любой инженерной задаче, необходимо стремиться к поиску оптимального решения. Платежи за загрязнение окружающей природной среды существенно деформируют экономику предприятий. Так, в 1993 г. по сравнению с 1992 г. платежи только в газовой отрасли выросли в 44 раза, а в нефтяной — в 85 раз. С каждым годом расходы растут. Деньги — своего рода ресурсы, и их необходимо беречь. Поэтому предприятия, эксплуатирующие и контролирующие переходы через водные препятствия, должны обеспечивать равновесие трубопроводных систем с естественной природной средой. Если это равновесие при активизации опасных природных процессов нарушается, то оно приводит к авариям, иногда катастрофическим.
Дальнейшее старение трубопроводов, многократное повышение уровня требований к безопасности и надежности трубопроводного транспорта, современные научные представления и инженерные разработки создают сегодня предпосылки для совершенствования концептуальных подходов к вопросу предупреждений аварийных ситуаций на подводных переходах.
Для анализа риска возникновения аварий важно определить набор типичных аварийных ситуаций, с той или иной степенью вероятности их возникновения в зависимости от старения металла труб, повреждения изоляции, размыва подводных переходов и других технических и антропогенных факторов.
Система технического обслуживания и ремонта подводных переходов предусматривает организацию работ, обеспечивающую безопасность трубопроводов при надлежащем уровне контроля, выбор рациональных методов предупреждения аварийных ситуаций, а также готовность к их ликвидации.
Техническая политика должна быть постоянно направлена на снижение риска аварий и повышение надежности трубопроводного транспорта. Ибо, как сказано в Декларации, принятой на Всемирном форуме по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992 г.): "Любая деятельность, если польза от нее обществу не превышает ущерба от связанного с ней риска, не может быть оправдана".
Главы 1, 2, 4 написаны К.А. Забелой, В.М. Москвичом, глава 3 — К.А. Забелой, А.Е. Сощенко, главы 5, 8 — К. А. Забелой, глава б — В.А. Красковым, глава 7 — К.А. Забелой, В.А. Красковым, В.М. Москвичом и А.Е. Сощенко.